Сценарный подход к структуре японского сада

Статьи по культуре » Сценарный подход к структуре японского сада

Уместить в нескольких страницах рассказ о таком удивительном явлении, как японские сады - задача не из легких. Ключ к пониманию их философии, их благородной изысканности - национальные и религиозные особенности восприятия действительности японцами, историческое и географическое своеобразие этой страны. Религии Японии - дзен-буддизм и синтоизм - учат тому, что созерцание природы или ее уголков, преображенных человеком, помогает приблизиться к постижению основных вопросов бытия. Японцы необычайно чувствительны к природе, некрасивого для них в мире нет. Основой национальной религии стало поклонение водопадам, горам, деревьям. Характерная черта японского менталитета - умение активно воспринимать любой художественный образ, домысливая его и сопереживая вместе с автором. Это объясняет лаконичность и вместе с тем многозначность, символизм, свойственные японским садам. В отличие от европейского сада, где все подчинено воздействию на наши органы чувств посредством цвета или ароматов, японский сад преследует только одну цель: помочь отрешиться от всего суетного и обрести душевное равновесие.

Дизайн японского сада постичь так же сложно, как, например, западным жителям сложно выучить японский язык. Причастность к богатой и древней восточной культуре лишь способствует сложности постижения. На практике, создание японских садов является не только вопросом ландшафтного дизайна. Как раз наоборот, японский сад несет в себе особый смысл. Еще одним фактором, усложняющим структуру японского сада, является фен-шуй и заимствование некоторых его элементов из Буддизма и китайской культуры. На протяжении тысячелетий сменявшиеся эпохи и идеалы времени порождали различные манеры ландшафтных композиций. Но, несмотря на их разнообразие, существуют определенные каноны создания сада. Он может быть подчинен одной идее - так создаются сады камней, воды, мхов, времен года. Соответственно главным "действующим лицом" становятся расставленные группы камней, или водопад, или различные по цвету и фактуре мхи, или одинокое дерево на невысоком пригорке, или круговращение природы в смене времен года. А есть пейзажные сады. Существуют и смешанные сады, наиболее популярные в настоящее время. Японский сад тесно связан с живописью, только материалом служит природа. Как и живопись, он бывает монохромным и полихромным. И если сады камней скупы на цвет, то пейзажный сад напоминает многоцветный свиток или цветную гравюру.

Сама природа Японии во многом объясняет происхождение стилистики японского сада. Гористая страна с красивым и разнообразным ландшафтом, где можно встретить скалы и ручьи, пологие склоны и озера, а также открытые ветрам морские берега и причудливые формы деревьев, стала достойным образцом для переосмысленных и одухотворенных миниатюрных ландшафтов. И вот на ограниченном участке пространства человеком создается модель мира, которая легче воспринимается именно благодаря небольшим размерам. Происходит это в гармонии трех стихий - камня, воды и растений. Камни отождествляются со скалами, горами, островами. Вода или заменяющий ее песок - это водная поверхность (водоемы ассоциируют с озерами, ручейки - с горными реками), из низкорослых растений составляются композиции, очертания которых повторяют лесные купы.

Целью дизайна японского сада является использование элементов природы. Основным элементом является символика, на которую оказывает определенное влияние Синтоизм и Буддизм. В этих двух религиозных течениях основной идеей является присутствие Бога в элементах природы. Все это делает дизайн японского сада еще более сложным для нашего понимания.

Вследствие того, что японский сад повествует о чем-либо, первым шагом является определение темы данного повествования. О чем вам хочется, чтобы ваш сад поведал миру? Рекомендуется представить себе тему повествования в более глобальном масштабе. Затем, при помощи небольшого исследования, вы можете найти информацию о том, как бы японцы донесли эту информацию до людей посредством создания японских садов.

Кроме того, важно понимать, что дизайн японских садов не направлен на демонстрацию красоты и великолепия. Внешний вид сада отнюдь не является основным его элементом, а скорее средством передачи информации для его посетителей. Красота играет второстепенную роль в японском саду.

Внимательные наблюдатели смогут заметить, что цветущие растения представлены крайне скупо при оформлении дизайна японских садов. Как раз наоборот, для повествования в японских садах используются дорожки из гравия и песка, а также массивные камни. Помните, что сердцем любого японского сада является символика и повествование. И традиционно это достигается при помощи разнообразных растений и элементов природы, а не распускающихся ярких цветов. В японских садах не менее важную роль занимает использование воды, а в частности текущей воды, которая символизирует проходящее время или жизнь.

Жители Запада зачастую считают, что природа японских садов крайне сложна, хотя на самом деле ее основным элементом является простота. После того как вы определитесь с историей, которую хотите донести до посетителей своего японского сада, вам останется лишь правильно подобрать элементы природы, которые помогут вам это сделать.

Однако крайне необходимо воздерживаться от того, чтобы бездумно имитировать чью-либо идею организации японского сада. Зачем вам это? Может быть, вам покажется, что чей-то сад выглядит очень красиво. Но если основной целью привлекательного внешнего вида является повествование, то человек, укравший чужую задумку, не сумеет достичь главной цели. Это будет похоже на ситуацию, когда вы выбираете стихотворение, смысл которого не понимаете, и помещаете его в рамку на стене. Прежде всего, подумайте, о чем вы хотите рассказать, а затем при помощи основных принципов создания японских садов определите, каким образом вам будет лучше всего изложить это. Не стоит начинать с красоты - начните с истории.

Другая информация:

Утверждение романтизма
Утверждение романтизма в русской литературе произошло в значительной мере в результате творческих исканий и художественных открытий Василия Жуковского (1783-1852). Подобно многим молодым дворянам начала века, Жуковский начинал сознавать о ...

Гойя – сын испанского народа
Творчество Гойи 1808-1815 годов посвящено темам героической национально-освободительной борьбы испанского народа против наполеоновской интервенции. Именно в этот период Гойя воплощает трагический идеал борьбы и раскрывает другую грань сво ...

Традиции и ценности в культуре
В современном мире растет интерес к традиционным формам культуры – художественным народным промыслам национальным видам спорта, фольклору, самодеятельному творчеству, народной медицине и педагогике, праздникам и ритуалам, этикету, кулинар ...