Греческая Классика и эллинизм

Классический период, несмотря на его непродолжительность, занимает особое место в истории античной культуры. Именно в пятом веке до нашей эры, первоначально в искусстве Аттики окончательно складывается особая стилистическая система, которая определит собой впоследствии облик всей античной культуры. Живопись этого периода не сохранилась, однако уже дошедшие до нас описания современников позволяют понять некоторые принципы ее изобразительного языка. Возможно, одно из главных нововведений, отличающих живопись Греции, от живописи Востока заключается в том, что здесь впервые появляется станковая картина. Основное отличие станковой картины от монументальной живописи – самостоятельность. Это изменение говорит о том, что в оценке изобразительного искусстве большую роль начинает играть эстетическая составляющая – картина ценится сама по себе как вещь, созерцание которой доставляет радость. Описания живописных произведений рисуют нам греческое искусство как натуралистическое, однако, сохранившиеся памятники скульптуры показывают, что натуралистические устремления уравновешивались стремлением к идеализации образа. Начало пятого века было ознаменовано созданием известного памятника тираноубийцам – Гармонию и Аристогитону. Показательно, что сюжет этой композиции связан с падением в Афинах тирании и установлением демократии – событием совпадающим с началом классического периода. В период высокой классики греческая скульптура так же имела своей важнейшей темой передачу бурного движения, подчеркивавшего в облике человека мужество, героику, доблесть. Эта тенденция прослеживается в ряде произведений, представлявших искусство Аттики и Пелопоннеса. Чрезвычайно сложную задачу ставил себе скульптор Мирон в статуе «Дискобол» - движение метателя диска «остановлено» в кульминационный момент, за долю секунды до того как диск оторвется от руки атлета. Мироним же была создана скульптурная группа «Афина и Марсий», в которой величавость богини контрастировала со стремительностью раскованного движения Сатира. Оба эти произведения были первоначально отлиты в бронзе, однако сохранились только в мраморных римских копиях. Наиболее значительным памятником высокой классики является афинский Акрополь, заново отстроенный при Перикле, после разрушительного вторжения персов. Акрополь был не только крепостью, но и средоточием всех святынь города, культурным и религиозным центром. Другая статуя – Афина Промахос (воительница) помещалась перед храмом и изображала богиню в полном боевом вооружении, как защитницу города. Она была отлита из бронзы и так же не сохранилась.

В конце 4 в. до н.э. рабовладельческие государства восточного Средиземноморья и Ближнего Востока вступили в новый период своего исторического и культурного развития, получивший в науке название эллинизма. В качестве главнейших из этих государств должны быть названы эллинистический Египет, царство Селевкидов, Македонское царство (включавшее значительную часть Греции), Пергам и Родос. Эпоха эллинизма в основном делится на два периода. Ранний период - с конца 4 в. до начала 2 в. до н.э. - был ознаменован экономическим и культурным подъемом большинства эллинистических государств, главным образом Египта, Сирии, Пергама и Родоса. Собственно же Греция утратила ведущую роль в экономическом и политическом развитии античного мира, хотя и сохранила громадное культурное значение.

Для культуры эллинизма характерны два важнейших момента: во-первых, широчайшее распространение греческой культуры по всем областям эллинистического мира, Второй важнейший момент - объединение элементов греческой культуры с местными, главным образом восточными культурными традициями. Большую роль в распространении греческой образованности сыграло сложение общегреческого языка (койне). Наиболее значительными в эпоху эллинизма были успехи естественных наук и математики. Один из величайших ученых древности, Архимед. Эллинистическая архитектура переживала бурный подъем в конце 4 и в 3 в. до н.э., в период возникновения целого ряда новых столиц, торговых, административных и военно-стратегических центров. В последующие века, с приближением кризиса, охватившего государства эллинистического мира, размах строительной деятельности стал падать. Для эллинистического градостроительства характерно выделение административного и торгового центра города. Храм, который в классическую эпоху был главным городским сооружением, в рассматриваемый период стал только частью общего центрального ансамбля, включавшего также административные сооружения, базилику, библиотеку, гимнасиЙ и другие постройки. В эллинистическую эпоху были разработаны принципы парковой архитектуры. Великолепными, богато украшенными скульптурой парками славились Александрия и Антиохия. Воздвигались огромные инженерные сооружения, например знаменитый Фаросский маяк в Александрии. Среди отдельных жанров скульптуры наибольшее развитие в эллинистическом искусстве получила монументальная пластика, бывшая необходимым элементом архитектурных ансамблей и ярко воплотившая важнейшие черты эпохи. Кроме колоссальных статуй для монументальной скульптуры эллинизма характерны многофигурные группы и огромные рельефные композиции (оба эти вида скульптуры наиболее широко были применены в ансамбле пергамского акрополя). Второе по значению место среди скульптурных жанров в эпоху эллинизма занимал портрет. Эллинистические мастера открыли новые возможности более конкретной передачи натуры, нашли приемы для показа различных эмоций, для передачи движения в его сложных и разнообразных формах, разработали новые композиционные принципы в построении многофигурных групп и рельефов.

Другая информация:

Упадок нравственности в России
Для понимания изучаемого явления необходимо сформулировать, что же такое нравственность. Корнем этого слова является – «нрав» т.е. нормы поведения, и их соблюдения, а поступает человек в соответствии со своей системой духовных координат, ...

Театр в XX веке
Что касается уникального XX столетия, то в это время бурно развивалась мировая художественная культура, появились новые виды художественного творчества, активно развивались и традиционные - литература, музыка, народное искусство. Среди н ...

Цeли иcкуccтвa
Тeopeтики вo вce вpeмeнa видeли в иcкуccтвe явлeниe, кoтopoму пpиcущи paзличныe, в зaвиcимocти oт кoнкpeтнoй кoнцeпции, функции и cвoйcтвa. Этo нe знaчит, чтo цeли иcкуccтвa ocтaютcя нeяcными, пpocтo cущecтвoвaлo мнoжecтвo paзнooбpaзныx п ...