Человечность искусства

Страница 1

Человек и искусство: их взаимоотношения начались в ту пору, когда древний человек, казалось бы, бессильный перед непонятными, порой враждебными ему силами окружающего мира, смог противопоставить ему свое могущество — умение воспроизводить его пусть в наивных, но, тем не менее, по сей день поражающих нас глубинной точностью образах.

Возникновение искусства было закономерно и необходимо, и оно продолжало оставаться необходимым человеку на всем протяжении его истории, помогая ему познавать окружающий мир и себя самого.

Искусство выступает как деятельность, ищущая человеческий смысл во всем, что окружает человека и попадает в поле его зрения.

Таким образом, мы можем отметить, что искусство:

1. субъективно отражает мир — так, как его видит человек;

2. но, с другой стороны, создает надсубъективные ценности, поскольку всегда ведет поиск человечески общезначимого, то есть имеющего значение с точки зрения общечеловеческой природы.

Основная ценность искусства, основная тема художественного творчества — человек. Искусство стремится все свести к человеку, все вещи и явления показать в их отношении к нему. Оно само выступает как носитель человеческо­го взгляда на мир, и потому может быть воспринято и по­нято только тем, кто сам обладает развитыми чувствами и душой. Восприятие и оценка искусства обусловлены особенностями и способностями человека видеть мир, понимать его, отражая в своем сознании.

Значение искусства в современную эпоху, когда научно-технический прогресс проникает во все сферы жизни современного человеческого общества, не только не уменьшается, но возрастает. Современные достижения в области науки и техники позволяют в невиданных ранее масштабах и темпах накапливать ценности материальные, но это не значит, что они способны заменить все другие ценности.

Без духовного совершенствования человека никакие социальные блага, никакие достижения мате­риально-технического прогресса не принесут людям полноты подлинно человеческого существования.

Однако опасен не только разрыв между материальной и духовной культурами, но и разлад между двумя составляю­щими духовной культуры: культурой интеллектуальной, paциональной, и культурой художественно-гуманитарной. Такой разлад становится причиной весьма распространенного в на­ши дни одностороннего интеллектуализма, излишней рациональности, когда абсолютизируются точное знание и выгода от его применения, когда за ценностью научной информации порой теряется представление о том, что самая боль­шая ценность — сам человек.

Страшные призраки бесчеловечного будущего, становящегося логическим завершением расколотости духовной культуры общества, предстают в научно-фантастических повестях.

Так, например, в повести А. Днепрова «Глиняный бог» группа ученых работает над проблемой замещения углерода кремнием непосредственно в живой клетке. Зачем? Чтобы создать особый служебный вид людей, не боящихся жары и холода, пуль и радиоактивного излучения, а главное, полностью зависящих от воли своих хозяев. Это были бы идеальные солдаты в случае, например, ядерной войны в любых климатических условиях. Здесь комментарии излишни.

Именно поэтому эстетическое воспитание призвано восстановить и сохранить равновесие чувствен­ного и рационального, эмоционального и интеллектуального начал в человеческой личности.

Эстетическое воспитание является столь могучим сред­ством воздействия на человеческую личность, средством формирования в человеке человеческого прежде всего потому, что оно тесно связано с нравственным, будучи основано на принципе единства этического и эстетического.

Поэтому часто, давая высокую нравственную оценку поступку, мы говорим «пре­красный поступок», мы широко используем выражение «безобразно себя вести», говорим о красоте человеческих отно­шений, о возвышенном чувстве любви к Родине. Прекрасное, возвышенное, безобразное — ведь все это эстетические категории, и мы используем их для определения этических ситуаций, для вынесения той или иной нравственной оцен­ки.

Подлинное искусство, последовательно проводящее принцип единства этического и эстетического, искусство гуманистическое способно бороться против враждебных человечности тенденций, против того, чтобы человек становился послушным автоматом, апатичным конформистом.

Произведения искусства, имеющие общезначимый характер, способствуют формированию чувств устойчивых, глубоких, связанных с общественно понимаемыми ценностями. Чувство долга, любовь к Родине и другие чувства, получившие общественное признание, находя своих носителей в образах любимых литературных героев, становятся примером и образцом. В этом отношении не имеет себе равных искусство слова. Оно помогает человеку осознать все богатство его чувств, ибо описание чувства, фиксирует для человека те особенности чувства, которые ему присущи.

Безусловно, в эстетическом воспитании чрезвычайно ве­лика роль и других видов искусства: театра, музыки, кино, изобразительного искусства. Однако, для восприятия, например, симфонической музыки или искусства балета требуется большая специальная подготовка, усвоение большего запаса необходимых для этого знаний и представлений, чем при чтении литературного произведения. Другие виды искусства, напротив, более доступны массовой аудитории, например кино.

Страницы: 1 2

Другая информация:

О экзерсисе
Элементы экзерсиса формируют основные танцевальные навыки. Каждый элемент создает простейшее и конкретное пластическое положение тела танцующего, включающее характерные для данного и отличительные от других элементов сочетания разных поло ...

Праздник поминовения усопших
Главным весенним праздником является праздник «Цинмин», то есть праздник «чистого света», отмечающийся спустя 105 дней после зимнего солнцестояния (5-6 апреля по новому стилю). Праздник «Цинмин» – это одновременно и печальный, и жизнеутв ...

Исторические предпосылки возникновения феномена Айвазовского
Первая половина XIX века – время расцвета русской художественной культуры, получившей мировое признание. В этот период были созданы величайшие по своему значению произведения литературы (А.С.Пушкин, А.С.Грибоедов, И.А.Крылов, Н.В.Гоголь, ...