История образа лошади в искусстве

Страница 4

Ассирия — крупное государство Древнего Востока. Известными памятниками ее искусства являются раскрашенные рельефы на плитах, облицовывавших внутренние помещения дворцов ассирийских царей. Рельефы должны были возвеличивать неограниченную власть ассирийского царя. Четкие и жесткие по своему ритму, подчиненные строгим канонам, рельефы повествовали о подвигах легендарного героя, побеждающего льва, о военных походах царей. Наиболее совершенные рельефы украшали дворец царя Ашшурбанипала. Мастерство ваятеля проявилось здесь в особой динамике, чеканной лепке фигур. Мчащиеся галопом кони, как и фигуры всадников, полны напряжения, силы. На некоторых древних рельефах, фресках изображены цари, держащие ритоны — сосуды в форме конской головы. Это говорит о том, что лошади так же как и в Греции и в Риме считались признаком власти и превосходства. (5; с. 89) [Приложение 11]

Средневековый мир особым положением церкви предопределил господство религиозного мировоззрения. Новые, значительные перемены в жизни принесло христианство, возникшее в I веке, и с 313 года ставшая официальной религией на всей территории Европы. Все явления и поступки человека сопоставляются художественным сознанием с глобальным конфликтом добра и зла. В средневековье образ лошади в искусстве утратил свою популярность, поскольку многие живописцы и скульпторы уделяли особое внимание в своем творчестве религиозным темам. Но также были и исключения из правил, художники, стремящиеся показать красоту лошади.

Прекрасные образы лошадей оставили нам в 15-м веке братья художники Поль, Эрманн и Жеаннекен Лимбурги, создавшие на пергаменте «Роскошный Часослов герцога Жана Беррийского. Встреча трех волхвов», 1385-1416. Черты позднеготической условности и хрупкой изысканности сочетаются со смелыми жизненными наблюдениями, изображением конкретной, реальной природной среды. Лошади изображены старательно, прорисована каждая деталь их украшений, хоть и нарушены пропорции, и масштабность, что подчеркивает силу и превосходство над другими изображенными на картине животными.

Еще одно известное произведение средневековья — «Проводник трех королей», 1459, художник Бенозза Гоззолиго. Картина выполнена в готическом стиле и очень тщательно проработана, возможно, ее рисовали с использованием лупы. На ней удалось передать атмосферу веселого и пышного празднества. Лошади на этой картине изображены скорее с акцентом на красоту, чем на анатомическое подобие. И в движениях чувствуется некоторая скованность и неестественность, хотя все это отнюдь не умаляет ценности картины. (30; с. 56-58) [Приложение 12]

Большим разнообразием отличались миниатюры, иллюстрирующие хроники и часословы — средневековые книги. Часты конные изображения, сцены сражений, охоты. Средневековое изображение всадника, воина — воплощение мужества и энергии. В средневековой Европе возникло рыцарство — привилегированный социальный слой. Рыцари несли военную службу, каждый рыцарь должен был иметь боевого коня, дорогие и довольно тяжелые, зачастую виртуозно орнаментированные доспехи, оружие. Жизнь рыцарей, поединки, турниры, нашли отражение во многих произведениях искусства.

Арабы имеют свое особое отношение к лошади. Их кочевую жизнь нельзя представить без резвых чистокровных скакунов. Арабские породы лошадей ценятся во всем мире. В VII веке средством объединения арабского мира стала новая религия — ислам. Ислам запрещал изображать живые существа, запрещал изображать человека, животных. Хотя это ограничение соблюдалось далеко не всегда, все же оно наложило отпечаток на развитие искусства. [Приложение 13] (18; с. 65)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другая информация:

Сущностные и специфические признаки самодеятельного творчества в культурно-досуговых учреждениях
Свободное время – это во-первых, время непреложных затрат, во-вторых, досуговое время, в-третьих, особо-возвышенная деятельность. Досуг – отдых, развлечение и потребление культурных ценностей. Задача – восстановление физического и психол ...

Общие идеи
Музейные экспозиции в своем развитии прошли путь от незатейливых «выкладок» музейных предметов до композиций из многих составляющих в специально организованном архитектурном пространстве. Вехи на этом пути обусловлены, прежде всего, теми ...

Этногенетическая теория Л. Гумилева
Согласно теории Льва Гумилева этнос (народ) является природной системной целостностью и представляет собой "устойчивый коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам, имеющий внутреннюю структуру, в каж ...