История образа лошади в искусстве

Страница 1

Среди самых ранних художественных памятников на европейском континенте — отпечатки руки, волнистые линии, спирали, меандры, неопределенные знаки, прочерченные по мягкой глине. И первые неуверенные контуры, в которых угадываются изображения животных. Для первобытных изображений типичны массивные коротконогие фигуры лошадей, бизонов. С началом применения в первобытных росписях двух красок — черной и красной, делаются первые попытки перспективного изображения. Торс животного изображается в профиль, а рога и копыта — в фас или три четверти. Контурная, плоскостная живопись постепенно заполняется деталями. Параллельными штрихами делаются попытки изобразить шерсть, применяются оттенки желтой и красной охры. Рельефный контур подчеркивает некоторый объем, складки тела животного. Первобытный художник пользовался минеральными красками, сажей, мергелем. Краска растиралась на животном жире, смешивалась с медом или соком растений. (2; с. 83 ) [Приложение 1]

В палеолите лошадь была наиболее изображаемым животным. Примерно в XII тысячелетии до н. э. искусство росписи пещер достигает своего пика. До нас дошли грандиозные анималистические ансамбли, покрывающие своды глубоких пещер. Непосредственность, «портретность» образов диких животных, говорит о сознательном стремлении к живости и достоверности, наблюдательности, знании характера животных, их анатомии. Царство диких животных, изображенных на стенах пещер, — живая картина повседневно наблюдаемого художником-охотником мира. Конечно же, люди, способные создавать такие замечательные изображения, настоящие произведения искусства, видели в животных не только лишь «мясо», готовое к употреблению. Древние изображения, например такие, как росписи пещеры Ласко во Франции, сделаны убедительно, живо и подчас виртуозно. Точность рисунка, порой лишь несколькими штрихами передающего движение, ракурс, элементы эмоционального состояния, не перестают удивлять наших современников, мы видим в этих изображениях первобытных лошадей. Открытые в конце XIX столетия, росписи долгое время оставались непризнанными. (1; с. 145-146) [Приложение 2]

С наступлением неолита — более поздней эпоха приручения животных — изображения лошадей носят иной характер. Рисунки обобщаются, становятся более статичными, больше играют роль символа. Менялось и содержание, структура духовной жизни человека. Человек меньше стал верить в силу магических действий, начинает складываться культ природы, вера в различных духов животного и растительного мира, земных и небесных сил. Для изображений становятся характерными упрощенность, стилизация. Но лошадь остается одним из главных персонажей. (1; с. 146-147)

Железо, открытое в начале I тысячелетия до н.э., способствовало значительным переменам в деятельности человека. Образ лошади продолжает играть важную роль в видах искусства. Пышностью и богатством отмечены погребения военных вождей, в которых обильно представлены роскошные украшения с изображением лошадей. Здесь можно встретить предметы, выполненные с профессиональной виртуозностью. Усиливается декоративность, орнаментальность, усложняется композиция. Многочисленная мелкая пластика из металла связана с религиозно-магическими и мифологическими представлениями народов. Изображения лошади часто встречаются в изделиях скифов из золота, серебра, бронзы — украшениях, оружии, сосудах, посуде. Скифский мастер обобщенно передавал образ животного, но в близких натуре формах, жизненно, с ясным и четким силуэтом, орнаментируя второстепенные детали. Конская голова украшала скипетры скифов — символы власти. (1; с. 148) [Приложение 3]

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Факторы эффективности межкультурного общения
Во всех мировых культурах присутствуют одни и те же универсалии, которые представляют собой набор общечеловеческих, общегуманитарных базовых ценностей и нравственно-этических норм. Указанные характеристики, исходно формирующие общность ку ...

«Перепляс»
«Перепляс» относится к числу русских плясок импровизационного характера и строится на соревновании исполнителей. Может быть: парный «Перепляс» — соревнование между двумя исполнителями, групповой — соревнование между двумя группами, или м ...

Обрядовая одежда
Некоторые характерные элементы отличали повседневный костюм от свадебного, рекрутского или погребального. "В Осинском уезде рекрута отличал цветок, приколотый на грудь. В Чердынском районе рекруту нашивали или привязывали на фуражку ...