Структурные элементы модели проектирования гармоничной предметной среды

Страница 6

Потребности представляют собой отражение внутреннего состояния человека по отношению к ситуации. Они связывают внутренний мир человека с любой ситуацией и поэтому становятся наиболее подвижной изменяемой частью психики. Их теоретическая фиксация тем не менее необходима, иначе какая-то часть задач постоянно будет ускользать от проектировщика.

Именно понимание продукта проектирования как ответа на потребности позволяет представить задачу в ясной для дизайнера форме, соответствующей его профессиональному инструментарию. Рассматривая методы проектирования, Е. Мэтчетт также представляет человека через потребности для удобства процесса проектирования.

Во-первых, хотя потребности и делят обычно на материальные и духовные, в нашем исследовании мы можем абстрагироваться от этого, понимая, что любая потребность может быть в равной степени важной для человека.

Во-вторых, там, где есть потребности, необходим продукт их удовлетворения, т.е. понятие предполагает выход на взаимосвязь человека и предметного мира, интересующий нас в наибольшей степени.

В-третьих, при обращении к материалу потребностей все остальные психологические понятия мотивации: диспозиции, цели, интересы, задачи, желания и намерения – можно выразить через них.

В-четвертых, потребности являются побудительной силой взаимодействия человека с предметным миром, т.е. представляют собой источник человеческой деятельности.

Условия развития или деструкции личности в процессе реализации потребностей

Деструкция личности возможна в тех случаях, когда:

А) потребности противоречат друг другу;

Б) потребности низкого уровня приводят к тому, что в жизнедеятельности задействована только «часть» человека, т.е. он выступает как частичное, неполное существо.

Развитие личности возможно в тех случаях, когда:

А) противоречия отсутствуют, потребности имеют общий вектор реализации;

Б) деятельность вызвана потребностью высокого уровня, предполагающей в ходе своего удовлетворения наиболее полную задействованность человека.

Исходя из этого получается, что в одних случаях уровни потребностей могут рассматриваться как имеющие причинно-следственный характер, а в других случаях – с точки зрения конгруэтности, целостности проявления человека. Подробнее об этом сказано ниже.

Если рассматривать потребность как несоответствие человека окружающему миру, то, чем больше и многообразнее это несоответствие, тем совершеннее и насыщеннее жизнь человека. Само по себе наличие потребностей обеспечивает протекание жизни и перемены в ней, движение человека, т.е. оно развивает личность. Однако существует ряд потребностей, удовлетворение которых деструктивно, разрушительно для человека. Они уводят человека от конгруэтности и гармонии с внешним миром. Особенно активно это происходит в процессе существования человека во второй природе, для которого характерна активация потребностей, противоречащих друг другу. Т.е. удовлетворение происходит разрушающим для человека образом.

Деятельность как результат взаимодействия внутренних и внешних факторов

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае мы говорим о потребностях во втором – о стимулах, исходящих от сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри определяют поведение человека, называют личностными диспозициями. Соответственно, выделяют диспозиционную и ситуационную мотивации как аналоги внутренней и внешней детерминации поведения.

Диспозиционная и ситуационная мотивации не являются независимыми. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, и, напротив, активизация определенных диспозиций приводит к изменению ситуации, точнее, ее восприятия субъектом. Его внимание в таком случае становится избирательным, а сам субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому практически любое действие человека следует рассматривать как двоякодетерминированное, диспозиционно и ситуационно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другая информация:

Историческая живопись
Наряду с картинами на современные темы большое место в творчестве Репина занимала историческая живопись. Но история для художника существовала лишь постольку, поскольку она была связана с современностью, помогала решать наболевшие проблем ...

Древнерусская архитектура
С православием приходит на Русь каменное храмовое строительство. Один из первых христианских храмов был построен в Пскове княгиней Ольгой около 965 г., то есть ещё до крещения Руси, и был посвящён Божественной Троице. Поэтому Псков иногда ...

«Морская гордость» России
С детства мечтал Айвазовский о подвигах народных героев. На склоне лет он писал: "Первые картины, виденные мною, когда во мне разгоралась искра пламенной любви к живописи, были литографии, изображающие подвиги героев в исходе двадцат ...