Структурные элементы модели проектирования гармоничной предметной среды

Страница 9

Достоинства присутствия стереотипов

Компактная форма так же позволяет стереотипу выполнять функции коммуникации. Так, социолог Р. Бинкли называет стереотип «величайшим всеобщим знаменателем». Стереотипы дают возможность быстро понять смысл и сущность явления, служат прочным фундаментом сознательного отношения человека к жизни, к различного рода явлениям и процессам, надежным компасом его поведения. Стереотип позволяет «упаковать» большое количество информации, что существенно облегчает освоение действительности, позволяя экономить усилия. Облицовка Дагестанским камнем, дагестанский камень облицовка цена

Недостатки присутствия стереотипов в восприятии и мышлении Д.В. Ольшанский полагает, что стереотип – это стандартизированный, схематизированный, упрощенный и уплощенный, обычно эмоционально окрашенный образ какого-либо социально-политического объекта, обладающий значительной устойчивостью, но фиксирующий в себе лишь некоторые, иногда не существенные его черты. Таким образом, стереотип может непозволительно упростить объект или существенно препятствовать гибкости мышления при восприятии нового объекта или явления.

К.Г. Рыхальская, психолог и бизнес-консультант, определяет стереотип как упрощённое, заранее принятое представление о чем-либо, формирующееся с детства и связанное с ценностями, убеждениями и осознанными потребностями человека, тем самым подчеркивая устойчивость и глубину функционирования этого механизма. Проблема заключается в том, что, даже настроившись на сознательное преодоление стереотипа, человек не может управлять этим процессом полностью и находится во власти стереотипов.

Е.Н. Богданов и В.Г. Зазыкин в определенной мере сводят воедино предыдущие определения. Они рассматривают стереотип как весьма упрощенный, но в то же время устойчивый психический образ, основанный на обобщении личного опыта, предвзятых представлениях, стремлении быстро понять смысл и сущность явления.

Здесь необходимо отметить, что так называемая примитивность стереотипов объясняется ограниченными способностями человека. Как уже было сказано выше, стереотип это слепок восприятия, ограниченный рамками нашего внимания. В данном случае неверно говорить о примитивности, структура восприятия может быть очень глубокой. Ограничения способностей человека иногда действительно искажают и упрощают реальность, но это частный случай. Главное достоинство ограничений в том, что они предоставляют возможность использовать информацию, накопленную опытом. Каждый человек обладает индивидуальным личным опытом, особой формой восприятия окружающего мира, на основе которого в его голове создается так называемая «картина мира», включающая в себя объективную часть и субъективную оценку действительности. Следовательно, стереотип может изменяться за счет получения субъектом нового опыта.

У. Липпман утверждает, что стереотипы часто воспринимаются как данность, реальность, биологический факт. Одно из главных свойств стереотипа – это устойчивость его внутренних связей. Чем больше информации содержит в себе стереотип, тем сильнее эти связи. Липпман подчеркивает важность этого явления: «Система стереотипов, возможно, является стержневой в нашей личной традиции, она защищает наше место в обществе,… а также сохраняет время в нашей занятой жизни и помогает нам спастись от сбивающих с толку попыток увидеть мир устойчивым и охватить его целиком».

Устойчивость внутренних связей негативно проявляется, когда сила нового опыта не в состоянии реконструировать структуру стереотипа. Стереотип относится к сфере идеального, но влияет на реальность путем создания псевдореальности, один из главных критериев – соответствие ее окружающему миру. В случае соответствия стереотип как инструмент, помогает человеку осуществлять деятельность, в случае несоответствия – мешает протеканию деятельности. Согласно Кацу и Брейли, «стереотип – это устойчивое представление, мало согласующееся с теми реалиями, которое оно стремится представить, и вытекающее из присущего человеку свойства сначала определить явление, а потом уже его пронаблюдать» . Стереотип задает границы и направление восприятия: человек видит только то, что хочет видеть. Картина окружающего мира меняется. Потенциал, содержащийся в стереотипе, не всегда адекватен реальности, но он используется.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Другая информация:

Информационная среда как основа формирования информационной культуры
Термин “ информационная культура” сейчас широко используется в библиотечной литературе. Данное понятие многозначное, существует целый ряд его определений в различных источниках (Л.А. Васютина, зам. директора ИМБЦ). Краткая формулировка эт ...

«Школа» Айвазовского
Педагогическая и наставническая деятельность И. К. Айвазовского заключалась в создании и поддержании художественной мастерской. В 1853 году Айвазовский предложил проект об учреждении в Крыму художественной школы. Приведем некоторые выде ...

Независимые цивилизации
А. Не относящиеся к другим: Центральноамериканская Андская Не аффилированные другими: Шумеро-аккадская Египетская Эгейская Индская Китайская Аффилированные другими (первая группа): Сирийская (Шумеро-аккадской, Египетской ...