Структурные элементы модели проектирования гармоничной предметной среды

Страница 8

Понятие «стереотип». Взаимосвязь стереотипов и потребностей

Прежде всего, необходимо обозначить форму, в которой стереотипы рассматриваются в данной работе.

Один из примеров работы стереотипов дает факт первого восприятия обществом информации об изобретении радио: «Мировое сообщество довольно равнодушно встретило известие о новом способе передачи радиоволн. Незадолго до того лондонская почта отвергла и идею телефона на том основании, что не перевелись пока еще рассыльные, а вот теперь никто не может понять, зачем нужен беспроволочный телеграф, когда замечательно работает проволочный».

Иллюстрируя связь стереотипов и потребностей, можно сказать, что в данном примере главной является потребность в передаче информации, выраженная через ряд других потребностей: обращение к рассыльным, использование телеграфа, которые, в свою очередь, также выражены через ряд потребностей, актуальных на то время и потерявших актуальность сегодня. Все вместе можно представить как устойчивую структуру потребностей, подкрепленных положительным опытом. И рассыльные, и проволочный телеграф эффективно выполняли свою функцию, и поставить их под сомнение было весьма сложно. Изобретение радио и телефона не имело такого опыта в сознании потребителей. Что касается осознания потенциальных возможностей в результате применения радио и телефона и реализации потребности в общении на более высоком уровне, то они были сложны для восприятия и с легкостью возмещались уже существующими возможностями, которые давали рассыльные и телеграф и проблемами, связанными с внедрением новых технологий.

Необходимо отметить, что опыт, закрепляющий структуру потребностей, может быть не только положительным, но и отрицательным. Следовательно, формулировка стереотипа будет выглядеть следующим образом: стереотип – это устойчивая структура потребностей, подкрепленная определенным опытом.

Формирование и свойства стереотипа

Стереотипы не рассматриваются нами исключительно как негативное или позитивное явление. Стереотипы – это устойчивые формы мышления и поведения, обусловленные природными возможностями человека, позволяющие использовать их оптимально, т.е. с наибольшей эффективностью.

Стереотипы задаются внешними условиями. В течение жизни человек полноценно усваивает лишь те стереотипы, воспринять которые позволяют его индивидуальные возможности, внутренние условия. Знания, умения, навыки, взгляды, оценки, пристрастия человека есть некий набор стереотипов. Люди оформляют свою внешность, укрепляют здоровье, отдают дань санитарии и гигиене, решают широчайший круг профессиональных задач, знакомятся, принимают пищу, высказывают своё отношение к глобальным проблемам, признаются в любви и занимаются ею стереотипно. До них точно так же поступали многие поколения людей. Они же научили этому следующие поколения. Даже если кто-то пытается оригинальничать или, скажем, бороться против общепринятых стереотипов, он делает это тоже стереотипно. Социум порождает стереотипы и оригинального, и протестного, и маргинального, и даже асоциального поведения. По существу, личность во многом складывается из усваиваемых ею в течение всей жизни стереотипов. И уникален в человеке только набор его стереотипов.

Будучи рассматриваемыми изнутри, стереотипы представляют собой одну из форм инструментов взаимодействия человека с окружающим миром, освоения, ориентации. Взаимодействие человека с реальностью происходит при участии стереотипов. В большинстве случаев мы не сначала видим, а потом даем определение, мы сначала определяем для себя то или иное явление, а потом уже наблюдаем его. Во всей неразберихе внешнего мира мы выхватываем то, что дает нам наша культура, и мы имеем очевидную тенденцию воспринимать эту информацию в форме стереотипов. Стереотипы позволяют человеку составить представление о мире в целом, выйти за рамки внутренних и внешних ограничений, в которых он находится. Стереотип работает как «подходящий ключ», позволяющий сориентироваться субъекту в окружающей реальности.

Под стереотипом социолог У. Липпман, введший в обиход эту категорию, понимал особую форму восприятия окружающего мира, оказывающую определенное влияние на данные чувств до того, как эти данные дойдут до сознания. Другими словами, стереотип это производная восприятия – целостная упаковка большого объема информации, не вмещающейся в объем кратковременной памяти человека. Если рассматривать эту формулировку с точки зрения потребностей, то можно заметить, что стереотип содержит инструментарий в виде структуры потребностей, отвечающей на ту или иную ситуацию. В свете сказанного необходимо ясное представление о том, как помогают и мешают стереотипы в работе проектировщика. В нашем случае лучше всего представить стереотипы как полезные и мешающие проектированию и использованию предметного мира. Показать, как одни и те же качества стереотипа мешают и помогают взаимодействию человека с предметом. Стереотипизация процесса мышления в психологическом плане связана с установкой, формирующейся в процессе предшествующей практики людей. Под установкой, составляющей психологическую почву стереотипа, подразумевают готовность воспринимать явление или предмет определенным образом, в определенном свете, исходя из предшествующего опыта восприятия.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другая информация:

Начало творчества
«Редкостные таланты подобны небожителям, а не вьючным ослам». Это утверждение, имевшее в виду талант Филиппо Липпи, в 16 веке Джорджо Вазари приписывал Козимо деи Медичи Старшему, меценату и преданному почитателю Фра Филиппо, заказчику м ...

Виды театрализованных праздничных зрелищ в средние века
В средние века сформировались особые виды театрализованных массовых празднеств и зрелищ. Одним из таких видов были мистерии. Время расцвета мистерий – XV-XVI вв., время бурного расцвета городов и обострения социальных противоречий. Город ...

Живопись Микеланджело «Святое семейство», или «Мадонна Дони»
О живописи Микеланджело говорил подчас с высокомерием, даже раздражением, как не о своем ремесле. И однако, под впечатлением его живописи Гете писал в своем дневнике: «Я уже не ощущаю вкуса к природе, так как я не могу на нее смотреть так ...