Структурные элементы модели проектирования гармоничной предметной среды

Страница 10

Важным качеством стереотипа является его эмоциональная окрашенность. Она связывает стереотип с предшествующим опытом переживания действительности, даже если этот опыт вытеснен в бессознательное. Соответственно, стереотип проявляется интенсивно и эмоционально.

Стереотип может соответствовать или не соответствовать окружающему миру как месту приложения усилий, деятельности человека. В случае соответствия стереотип обеспечивает гармоничное и более быстрое протекание деятельности, собирая человека в одно целое. В случае несоответствия стереотип, как неправильный ключ, – не открывает, а ломает замок. В этом случае потребности, содержащиеся в стереотипе и не реализующиеся в нем, «упираются» в потребности, требующие этой реализации, и, чем больше несоответствие стереотипа реальности, тем сильнее это противоречие, тем разрушительнее оно воздействует на человека.

Выводы по стереотипам

Стереотип как структура потребностей является одновременно ограничением и возможностью для гармоничного протекания деятельности. Поведение человека, имеющего определенный набор стереотипов, может показаться иррациональным для наблюдателя, имеющего собственные стереотипы. Этот момент необходимо учитывать при анализе процесса проектирования.

Проектировщику важно помнить, что сформировавшиеся стереотипы очень устойчивы и часто сохраняются на протяжении всей жизни человека. Их разрушение обычно бывает очень болезненным процессом, влечет за собой раздражение, чувство дискомфорта, приводит к серьезным нарушениям психического равновесия, вплоть до стрессовых состояний, которые могут стать причиной инсульта или инфаркта. Именно поэтому работу со стереотипами следует вести очень осторожно. Именно по этому надо не разрушать, а разбирать стереотипы, или переключать сознание человека с одного стереотипа на другой.

Таким образом, задачу проектировщика можно представить либо как переключение субъекта с одного стереотипа на другой, либо как создание нового опыта, организующего потребности определенным образом, для решения существующих проблем или восприятия возможностей – создания нового стереотипа. Создание нового опыта – способ, который позволяет безболезненно, не разрушая существующих стереотипов, выработать новый. Это делает актуальной разработку понятий, позволяющих проектировщику изменять связи в структуре потребностей. Речь идет не о непосредственном удовлетворении той или иной потребности с помощью вещи, поскольку это достаточно ограниченный и конечный путь, но об изменении структуры, в которой находится потребность, что позволяет связать ее с другими потребностями и, соответственно, обеспечивает более полную реализацию человека, высокую степень его конгруэтности. О том же говорит американский теоретик дизайна В. Папанек, различая «мимолетные желания» человека, которые чаще всего удовлетворяет рыночно ориентированный дизайн, и «подлинные потребности», не поддающиеся манипуляциям.

Стереотипы – это своеобразный конструктор, посредством которого человек взаимодействует с окружающим миром. Он же представляет собой часть человека, поскольку создан им, на основе собственного опыта. Можно сказать, что потребности являются элементами этого конструктора.

Несоответствие стереотипа реальности выражается в наличии блокирующих потребностей, мешающих осуществлению деятельности.

Связи между потребностями

Следствием существования стереотипов является связь потребностей друг с другом. Чем шире эта структура, тем крепче связи между потребностями и тем сложнее ее нарушить. Не существует отдельной потребности, оторванной от других. Одно из основных положений, выводимых нами и влияющих на проектирование, заключается в том, что реализация потребности или создание новой, как правило, основана на изменении структуры потребностей, а не на реализации той потребности, которая лежит на поверхности. Не всегда продуктивно отвечать только на потребность, лежащую на поверхности, которая в наибольшей степени заметна для проектировщика. Появление и реализация потребностей носит системный характер, поэтому приложение усилий проектировщика к реализации потребностей, находящихся на поверхности, зачастую не приводит к желаемому результату.

Перманентное изменение человека и окружающего мира приводит к появлению новых проблемных ситуаций. И если изменение ситуации, в которой находится субъект, очевидно, и зафиксировать его достаточно просто, то состояние потребностей не очевидно и требует дополнительного внимания проектировщика, а иногда и проведения психологических исследований. Также необходимо учитывать тот факт, что проектируемый предмет в ходе создания и использования взаимодействует с различными субъектами, потребности которых порой прямо противоположны друг другу.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Другая информация:

Общая схема библиографической записи
Описание книги с 1,2,3,4 авторами и без авторов. Библиографическое описание встречается на каталожных карточках, на обратной стороне титульного листа книги, в пристатейных и прикнижных списках литературы и т.д. Оно является важной техник ...

Начало пути
Подростком Уолт записался на вечернее отделение Чикагской Академии Изящных Искусств. В школе Дисней стал карикатуристом школьной газеты. В семнадцать лет Диснея взяли в Красный Крест (шла Первая мировая война) в качестве шофера, перевозив ...

Архитектура Нижнего Новгорода
В Киевском государстве образовалось несколько живописных и архитектурных школ. Некоторые из них - архитектурные школы Чернигова, Смоленска, Полоцка, Новгорода - сыграли большую роль в формировании древнерусского искусства. В конце X в. в ...