Структурные элементы модели проектирования гармоничной предметной среды

Страница 3

Одно из понятий, позволяющих исследовать целостность восприятия предметного мира, – это гештальт – функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений. В основе принципов группировки лежит более общий закон психологического поля – закон прегнантности, т.е. стремление этого поля к образованию наиболее устойчивой, простой и «экономной» конфигурации. Этот принцип мы и возьмем за основу для дальнейшего построения модели как «форму упаковки» или целостного представления окружающего мира.

Как для проектировщика, так и для потребителя в первую очередь важно ее соответствие когнитивно-познавательным способностям человека. Отсюда первый шаг проектирования – представление проектного материала в форме гештальта, или, точнее, впечатления. Впечатление – это целостная смысловая единица, формируемая в сознании человека при взаимодействии с окружающим миром. Оно ограничено, с одной стороны, внутренними факторами – познавательными способностями и опытом человека, с другой стороны, внешними факторами – ситуацией, в которой находится человек.

Рис. 7. Схема формирования впечатления

Впечатление – это такая единица моделирования, которая позволяет по отношению к субъекту обеспечить соответствие проектируемой вещи человеку, по отношению к оператору – представить проектный материал в удобной для работы форме. Ей является представление массива впечатлений как динамического систематизированного взаимодействия частей и целого. Адекватно представить человека и предметный мир в их взаимосвязи как структуры позволяет именно впечатление, поскольку оно предполагает наличие и взаимодействие двух сторон – предметного мира и человека.

Исследование структуры предметного мира произведено в статье Д.А. Азрикана «Методическая модель объекта дизайна», где автор подчеркивает преимущества структурного подхода к предметному миру, представляющему собой многоуровневую целостность, в которой элементы более низкого уровня со временем становятся частями более высокоорганизованных систем. Достоинством подхода Д.А. Азрикана является то, что, говоря о проектировании целостной предметной среды, он не предлагает радикальных решений в духе Вальтера Гропиуса и Ле Корбюзье. Формирование такой среды, по его мнению, не может происходит рывками, минуя ступени развития. Отталкиваясь от этого тезиса, автор предлагает перекрестный метод, использующий принцип повышения степени целостности формы объекта путем его преобразования в систему в ходе проектирования. Модель вещи представляет собой отражение вариантов ее включения в существующие комплексы вещей – продукционный, функциональный, средовой, а сама вещь естественно «вписывается» в существующее окружение, поскольку изначально мыслится как часть более высокоорганизованного целого, не занимая «экологических ниш» традиционных изделий. Предлагая структуру объективно существующего предметного мира, Д.А. Азрикан, тем не менее, оставляет вне поля зрения человека, воспринимающего этот мир. Другими вариантами представления структуры предметного мира можно считать машиностроительные чертежи, а также структуру файлов в операционных компьютерных системах.

Отсюда, одну из задач разрабатываемой модели можно сформулировать как учет впечатления на протяжении всего процесса проектирования по отношению к оператору, а также учет впечатления при любой ситуации использования предмета – по отношению к субъекту. Для соблюдения этих условий необходимо вывести принципы систематизации большого количества впечатлений.

Рассмотрим взаимодействие субъекта с предметом с точки зрения организации впечатлений. В качестве предмета возьмем мобильный телефон, просто потому что он находится под рукой автора. Принципы формирования впечатлений всеобщи, а наполнение индивидуально; для того, чтобы добраться до причин различного наполнения, необходимо сначала вывести сами принципы, что позволяет основываться автору на личных примерах. Самонаблюдение показывает, что впечатление представляет собой структуру, имеющую разные уровни.

Так, первое впечатление, частью которого оказался мобильный телефон, связано с ситуацией выбора одного предмета среди ряда прочих, лежащих на столе – стопка книг, телефон, компьютер, принтер, рабочие бумаги. После того, как телефон выбран, в рамках второго впечатления оказались кнопки, цвет, возможность позвонить, дизайн телефона, экран. На этом этапе можно говорить о том, что предмет целиком заполняет впечатление. При попытке позвонить с него в рамках третьего впечатления оказывается номер набираемого абонента, изображение на экране, цифры на кнопках, материал кнопок, упругость нажатия, то есть предмет выходит за рамки впечатления. В процессе разговора телефон существует как форма, лежащая в руке, остальную его часть составляет разговор с абонентом – и в этом случае предмет опять становится частью объективной стороны впечатления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другая информация:

Тело в современной визуальной культуре
«Время отцов, материнская порода, как сказал об этом Джойс; и в самом деле, мысленно возвращаясь к имени и судьбе женщин, мы думаем в большей мере о пространстве, порождающем и образующем роды, чем о времени, становящемся историей». Однак ...

Культура Греции конца 4 -1 вв. до н. э
В результате походов Александра Македонского возникла держава, охватывавшая Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Малую Азию, Египет, всю Переднюю, южные районы Средней и часть Центральной Азии до нижнего течения Инда. Впервые в ...

Скульптурные образы Мадонны «Тондо Тадеи» и «Тондо Питти»
«Тогда же начал он, но не закончил, два мраморных тондо, одно для Таддео Таддеи, то, что и ныне находится в его доме, а другое было начато им для Бартоломео Питти, то, которое фра Миньято Питти из Монте Оливето, человек понимающий и на р ...