Библиотечные формы обслуживания читателей – детей в области художественной культуры

Статьи по культуре » Художественная культура в работе библиотек с младшими школьниками » Библиотечные формы обслуживания читателей – детей в области художественной культуры

Страница 1

Формированию у детей художественного вкуса и способностей к эстетическому восприятию окружающего мира способствуют разные формы и методы работы с детьми в детской библиотеке. На мероприятиях, отвечающих духовным потребностям читателей (сферы изобразительного искусства, музыки, поэзии и др.), проявляется стимул приобщения к высокому искусству, получение эстетического удовольствия, наслаждение от встреч с прекрасным.

Моральный стимул способствует активизации и реализации потребности читателей делать добро, оказывать помощь другим людям, совершению поступков, ориентированных на высокие нравственные цели и ценности.

Задача эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в библиотеке должна сводиться к постоянному развитию в ребенке интеллектуального и эмоционального начал и чем раньше будет начата эта работа, тем скорее ребенок приобщится к художественным ценностям мировой культуры, тем заметнее это скажется на расширении сферы проявления его эстетических потребностей [19].

Участие школьников в художественно-творческой деятельности предполагает развитие активности, самостоятельности мышления, воображения, воспитание эмоциональной и волевой сфер в процессе общения с искусством. Приобретение знаний, развитие умений и навыков в области художественной деятельности осуществляется с учетом формирования у детей потребности проявления способности самостоятельно решать творческие задачи, что активизирует развитие креативности [23].

Массовые формы работы вовлекают читателей-детей в процесс взаимодействия, общения, и творчества. Литературные салоны, вечера-размышления, литературно-музыкальные композиции создают атмосферу праздника, раскрывая творческие способности и таланты участников мероприятий. Так, при работе с литературной классикой используется метод комментированного чтения с элементами поиска. Цели метода – развить навыки самостоятельного исследования; помочь ощутить вкус научного поиска; ввести в круг чтения детей новые, выходящие за рамки школьной программы пласты литературного наследия; научить видеть в литературном тексте мысль, требующую от читателя ответных интеллектуальных усилий; дать возможность почувствовать за строками личность автора, его судьбу, радости и страдания [5].

Самое широкое применение в практике работы детских библиотек нашли игровые формы и методы. Игра – основная форма активности ребенка. По мнению отечественных психологов и педагогов, в игре все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии. Именно в ней происходят значительные изменения в психике ребенка, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития (Д.Б. Эльконин). Игра является источником развития и создает зону ближайшего развития (Л.С. Выготский). С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что «ребенок, играя ту или иную роль, не только фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя и входя в нее, он раскрывает, обогащает, углубляет свою собственную личность. В игре собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны личности». В процессе игры детьми осваивается, прежде всего, сюжет, что и обеспечивает трансляцию определенного элемента культуры как сюжета. Позднее, в процессе развития индивида, уже имеющаяся форма социальных отношений наполнятся содержанием [8].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Сферы духовной культуры. Культурный взлет России в XIX веке
Духовная культура — это результат познавательной деятельности людей. Это системы воспитания, правила поведения, нравственные нормы общения, этика и этикет. Это произведения искусства и литературы, художественные образы, эстетические ценно ...

«Голубой» и «Розовый» периоды
В 1900 году Пикассо со своим другом Casagemas уезжает в Париж. Именно там Пабло Пикассо познакомился с творчеством импрессионистов. Его жизнь в это время сопряжена со многими трудностями, а самоубийство его друга Casagemas глубоко подейст ...

Пейзаж XX века
XX век внес в историю пейзажа нечто совершенно новое, порывающее с вековыми традициями изображения природы. Это кубизм, первыми представителями которого были французские художники Жорж Брак и Пабло Пикассо. В основе кубизма лежит сугубо у ...