Украинская культура: развитие и современное состояние

Статьи по культуре » Украинская культура: развитие и современное состояние

Украинская национальная революция 1648 – 1676 гг. привела к созданию украинского государства. Часть ее на территории Левобережья (Гетманщина) на правах автономии просуществовала в составе Российской империи до начала 80-х гг. XVIII в. Революция способствовала развитию устного народного творчества, исторической науки, художественной литературы и т.п.

Во второй половине XVII в. Украине распространяется стиль барокко, который стал целостной художественной системой, под влиянием которой развивались все виды и жанры искусства.

В его рамках развивались идейно-стилевые тенденции: официальное аристократическое барокко «высокое», «среднее» и «низкое». Последнее тесно связано с фольклором. Искусство барокко отличается динамизмом, склонностью к аллегорическому отражению действительности, пышностью и театрализацией, что усиливает эмоциональное влияние на зрителя.

В каменном культовом строительстве выделяются два направления. Самобытный прием композиции храма – трехдольное трехверхое (редко одноверхое) сооружение и крестовидные пяти-, семи-, девятидольные сооружения с 5, 7, 9 куполами. Это Троицкая церковь в Густыне (1671), Покровский собор в Харькове (1689), Ильинская церковь в Киеве (1692), Вознесенский собор в Переяславе (1700), Георгиевская церковь Выдубицкого монастыря в Киеве (1696 – 1701) и др. Второе направление – соединение трансформированного древнерусского храма с классической композицией фасадов: собор Троицкого Ильинского монастыря в Чернигове (1679), собор Мгарского монастыря вблизи Лубен (конец 1689 – 1709) и др.

В «украинском» барокко творчески соединились европейские традиции с традициями народной деревянной архитектуры.

Живопись также впитала наилучшее достижение барокко – богатый декор, позолоту, сложную композицию, соединив их с традициями народного творчества. Наряду с существующими культурными центрами – Львовом, Киевом – сформировались новые художественные школы в Чернигове, Новгород-Северском. К храмовым росписям относятся пейзаж, портрет, жанровая картина. Выдающимися мастерами живописи были И. Бродлакович, И. Кондзелевич и И. Руткевич. Период барокко оставил большое количество как памятников деревянной скульптуры удивительных многоярусных иконостасов.

Украинская музыка периода барокко – наивысшее достижение национального искусства многоголосое партесное пение. Оно отличалось гармоничностью и простотой. Заметную роль в его распространении сыграли братские школы. Это течение представляли композиторы Е. Завадовский, М. Замаревич, И. Календа и др.

Другая информация:

Свадебная обрядность
До 30-40-х годов ХХ века у народов коми сохранялись три основных формы заключения брака: свадьба с приданым, свадьба с калымом и свадьба с похищением. Свадьба с приданым была распространена у всех этнографических групп коми, тогда как сва ...

Человек как основная тема и главный предмет искусства
Основной темой и главным предметом искусства является человек — со всеми его свойствами, особенностями, достоинствами и недостатками, во всей совокупности его отношений с окружающим миром. Показывая человека во всей его сложности, неодно ...

Матис Нитхардт - «таинственный» и «загадочный»
Нитхардт (Nithardt) Матис, известный также под именем Грюневальд (1470-75—1528) — мастер экспрессивных, драматических религиозных образов, проникнутых мистическим визионерством, поражает богатством и яркостью религиозных фантазий, экстати ...