Особенности развития украинской культуры в XIX веке

Статьи по культуре » Украинская культура: развитие и современное состояние » Особенности развития украинской культуры в XIX веке

Страница 1

В конце XVIII в. вследствие политики российского царизма была окончательно ликвидирована автономия Украины. Несмотря на неблагоприятные условия, творческий процесс на украинской земле не на миг не останавливался. Это нашло свое проявление в развитии образования. Единственным высшим учебным заведением оставалась Киево-Могилянская академия. Но она не могла обеспечить надлежащего развития высшему образованию.

В XIX в. украинские университеты – Харьковский, Киевский, Одесский и институты – Харьковский технологический, Киевский политехнический, стали центрами подготовки учителей, врачей и других специалистов для предприятий Украины. К концу XIX в. в Украине насчитывалось 17 тыс. начальных школ, 129 гимназий, 19 реальных училищ и 17 коммерческих училищ (преимущественно частных).

Отечественная война 1812 г. непосредственно затронула и судьбу украинского народа. Вызвала волну патриотических настроений против наполеоновского нашествия, дала значительный импульс подъему национальной самосознательности украинцев, пробудила романтический интерес к языку, фольклору и быту украинского народа.

Значительную роль в развитии украинской культуры во второй половине XIX в. сыграла «Просвита». Образована, как общественное товарищество 8 декабря 1868 г. Имела свои филиалы в различных городах Украины. «Просвиты» издавали книги для народа, осуществляли театральные постановки, создавали народные хоры, вели борьбу за право преподавания предметов в школах на украинском языке. В работе «Просвит» принимали участие прогрессивные деятели украинской культуры Ю. Федькович, Г. Хоткевич, Л. Украинка, М. Коцюбинский и др.

Значительные достижения украинской культуры связаны с развитием литературы. Первым произведением новой украинской литературы стала «Энеида» И. Котляревского, который соединил традиции народного и литературного творчества. Пьесами «Наталка-Полтавка» и «Москаль-чародей» писатель закрепил национальные основы литературного языка, утвердил жанр бытовой драмы, лирических стихов и песен. В литературу в этот период вошло много талантливых авторов – П. Гулак-Артемовский, Г. Квитка-Основьяненко, Е. Гребинка, в произведениях которых соединяются элементы классицизма и сентиментализма, романтизма и просветительского реализма, различные течения, стили и жанры.

В 20-е годы романтизм (Л. Боровиковский, М. Костомаров, В. Забила и др.) принес в украинскую литературу жанры баллады, романса, исторической поэмы, драмы, трагедии (А. Метлинский, О. Афанасьев-Чужбинский).

Большое влияние на развитие украинской литературы оказало творчество Т. Шевченко. Он поднял украинскую литературу на мировой уровень. Его «Кобзарь» стал эпохальным явлением. Под влиянием его творчества и введенного им направления критического реализма в украинскую литературу входят М. Вовчок, П. Мирный, И.Франко, П. Грабовский, М. Коцюбинский, Л. Украинка и др.

Большой вклад в развитие украинской литературы сделали писатели П. Кулиш (роман «Черная рада»), Б. Гринченко (сборники стихов «Песни Василя Зайченко», «Под сельской крышей», повести «Солнечный луч», «Под тихими вербами» и др.), поэты М. Щеголев (сборник «Слобожанщина»), В Самойленко (сатирические стихи «Эльдорадо», «Патриот Иван» и др.), В. Кулик, П. Таволга-Мокрицкий.

Классические образцы социально-бытовой повести и рассказа создал И. Нечуй-Левицкий. В высокохудожественной форме нарисованы жизнь, быт и психология различных слоев населения Украины («Микола Джеря», «Кайдашева семья», «Маруся Богуславка» и др.).

Страницы: 1 2 3

Другая информация: