Усадьба демьяново в XVIII - начале XX века

Страница 1

Демьяново - село в двух верстах к югу Клина, поблизости от выезда из города по Московскому тракту, на правом берегу реки Сестры. Первое упоминание о селе в документах датируется 1709 годом.

В "Книге переписной церковнослужителей, дьяков и подъячих, работников, сторожей и другого населения г. Клина ." за 1709 год есть такое указание: "- Вотчина стольника Андрея Михайлова сына Колычева село Демьяново на реке на Сестре .". Также сохранилось подробное описание жителей, кто сколько платил церковной дани. " .В том селе одне дворовые люди. Иван Афонасев 65 лет, Кузьма Гарасимов 40 лет . Во дворе вдова Агафья Никифоровна . муж ее умре тому два года, а сын взят в солдаты . платя они церковной дани рубль шесть алтын две деньги .".

В середине XVIII века село принадлежало генерал-майору Г.Я. Наумову.

В 1760 - 1770 годах вместе с деревнями Бородиной, Сохиной, Стребловой и Федяевой село переходит во владение сына Г.Я. Наумова камер-юнкера И.Г. Наумова. Согласно "Экономическому примечанию Клинского уезда" число дворов составляло 16, " .душ мужских - 78, женских - 66. Под селениями 22 десятины, сенных покосов - 118 десятин, лесу - 179 десятин .". Дается такое описание: " .Село на правом берегу реки Сестры и безымянных отвершков - одного на левой, а другого по обе стороны. Церковь каменная Успения Пресвятыя Богородицы, господский дом деревянный, при оном сад с плодовыми деревьями .".

Именно с деятельностью И.Г. Наумова связано создание ансамбля усадьбы.

Успенская церковь была выстроена из кирпича в 1746 году на средства Г.Я. Наумова вместо сгоревшей деревянной. А во второй половине 1770-х годов отдельно от нее поставлена колокольня, под которой был устроен придел. Здание церкви скромно обработано в стиле барокко. " .Двусветный четверик Храма перекрыт сомкнутым сводом и завершен главой на восьмигранном барабане. С запада к нему примыкает притвор, отделенный от основного объема двумя крупными столбиками .". Такое решение является уникальным в культовой архитектуре Подмосковья. Колокольня трёхярусная. Фасады ее декорированы спаренными пилястрами, купол завершен шпилем.

Усадебный комплекс создан в стиле раннего классицизма с чертами барокко. Центральное место занимает большой жилой дом. С одной стороны дома находится хозяйственный двор, с другой - роща с садовыми павильонами. Кирпичный двухэтажный дом с подвалом неоднократно горел и терял свой облик при ремонтах. " .Его продольные фасады одинаково обработаны пилястрами большого ордера, крепующими средние и крайние участки стен. Центральные пилястры объединялись деревянным фронтом в портик .".

Хозяйственные постройки второй половины XVIII века обработаны комплексом из трех длинных корпусов, расположенных по периметру хозяйственного двора.

Разбивка парка также была начата при И.Г. Наумове. Усадебный парк делился на две части: регулярный - с сеткой липовых аллей перед домом и пейзажный - из смешанных пород с каскадом прудов. Пруды эти назывались Царский, Зеленый и Верхний. В западной части усадьбы находились Святой и Церковный пруды. На искусственном холме возле Царского пруда возвышалась колонна со статуей Минервы, поставленная в 1785 году в память посещения усадьбы Екатериной II.

В 1780 году в усадьбе " .79 дворов, душ мужска 285, женска - 295. Земли отмежновано 33 десятины, из которой половиною частию владеют церковники, а другою частию земли вышепоказанной помещики Наумовы .".

В это время к старой небольшой трапезной церкви Успения приделали новую трапезную, которая стала "теплой церковью". " .Теплая . состоит в твердости утварию, холодная исправна, а теплая средственно .".

Что касается утвари церкви, то " .в церкви Успения Пресвятыя Богородицы сосуды серебряные, а в придельной святителя Димитрия Ростовского чудотворца - оловянные. По резолюции его преосвященства исполнить велено: вместо сосудов оловянных .серебряные позлощенныя .".

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Развитие сюрреализма
Термин сюрреализм – впервые употребил в 1917г Гийом Аполлинер. Сюрреалистическими, то есть изображающими больше чем действительность, Аполлинер назвал свои стихи и пьесу ,в которых были зафиксированы бессвязные ощущения человека. Потом эт ...

Творчество Анри Матисса
Матисс (Matisse) Анри Эмиль Бенуа (31.12.1869, Ле-Като, Пикардия, - 3.11.1954, Симьез, близ Ниццы), французский живописец, график и скульптор. Цветовое воздействие картин Матисса крайне сильно; реакция бывает, впрочем, и отрицательной, н ...

Первые работы. Истоки становления творчества мастера
Джамбаттиста родился и рос в среде, не имевшей к миру искусства ни малейшего отношения. Тем не менее уже в 1710 году он был отдан в мастерскую Грегорио Ладзарини, одного из самых популярных художников Венеции того времени. Рядом со своим ...