Украинская культура на стыке двух веков

Страница 1

Украинская культура конца XIX – начала XX вв. развивалась в сложных исторических и социальных условиях. Этот период насыщен важными событиями. Острые политические баталии в российском обществе, неудачная русско-японская война, революция 1905-1907 гг. втянули украинскую общественность в поток общероссийского освободительного движения. Вопросы перестройки Российской империи вытеснили украинские интересы на второй план. В Закарпатье, Галичине, Буковине в начале ХХ в. усилилось общественное движение.

Культура остается той сферой, в рамках которой происходит развитие национального самосознания. Целое поколение украинских мыслителей на рубеже XIX –XX вв. реализовывало свои национальные стремления на ниве культуротворчества.

В этот период обострилось противостояние между приверженцами «чистого» искусства и приверженцами идейно-революционного направления.

Приверженцы «чистого» искусства брали за основу мотивы, связанные с идеалистическим видением села и крестьянства. Писатели революционно-демократического направления ориентировали свое творчество на рабочий класс и разночинную интеллигенцию.

Революционные события 1905 – 1907 гг. дали богатый материал для ряда литературных и художественных произведений. В частности повесть М. Коцюбинского «Фата Моргана», где он показал развитие революционных выступлений, идеализм видения революционного процесса и что это дало при отсутствии соответствующей организации. Революцию приветствовали прогрессивные украинские писатели, такие как П. Мирный поэмой в прозе «Сон», И. Франко поэмой «Моисей». Л. Украинка пишет ряд произведений революционного и сатирического звучания: «Осенняя сказка», «Песня про волю», «В катакомбах», «Ошибка», в которых она прославляет борцов, воспевает героев революции.

Украинское духовенство в начале столетия вело себя не лучшим образом, чем вызвало неуважительное к себе отношение. Это дало толчок к созданию ряда литературных произведений атеистической направленности.

В украинской культуре этого периода ярко проявились лучшие черты – идейность, народность, реализм. Украинский театр превратился в общественную трибуну в борьбе за утверждение демократической украинской культуры. Поражение революции 1905 – 1907 гг., реакция со стороны царизма обострили идеологическую борьбу в культурных и просветительских кругах. Часть творческой интеллигенции, вследствие этих событий, была растеряна. На творчестве отдельных композиторов отразилось влияние модернизма (Б. Яновский, Л. Лисовский и др.) В пропаганде украинской музыки большую роль сыграли выдающиеся украинские исполнители, в частности оперные певцы И. Алчевский, Е. Гушалевич, С. Крушельницкая и др.

Влияние народной песни на развитие сознания все более возрастает, Актуально звучат старинные песни о народных восстаниях и победах над завоевателями. Появляются произведения о современных событиях, думы на историческую тематику, революционные, лирические, пролетарские песни (в частности «Слезами полита Украина»); расширяются обработки старых народных героических или шутливых и сатирических песен (например: «Туман яром котится», «Ревет и стонет люд голодный»). Украинская музыка в этот период развивается в тесной связи с жизнью народа, его борьбой за социальное и национальное освобождение.

В начале XX в. продолжает развиваться изобразительное искусство. Особое влияние имело Товарищество передвижных художественных выставок, которые правдиво показывали жизнь и быт разных слоев трудового народа. Среди членов Товарищества было много известных украинских художников: М. Кузнецов, И. Похитонов, А. Мурашко, Т. Дворников и др.

Украинское искусство представляли ведущие мастера реалистического демократического направления Н. Пимоненко, С. Васильковский, В. Костанди, П. Левченко, А. Мурашко и др. Особую популярность приобрели произведения Н. Пимоненко « свадьба в Киевской губернии», «Ярмарка», «Домой» и тематические картины социального содержания «Жертва фанатизма», «Проводы рекрутов», «Конокрад» и др.

В конце первого десятилетия ХХ в. в украинское искусство входят модернистские европейские течения – модерн, эклектика, декоративизм, а также формальные направления – экспрессионизм, кубизм, абстракционизм, конструктивизм и др.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Рождение супрематизма
“ .Супрематизм творит форму совершенно новую или же первичную .” К. Малевич. От кубизма к супрематизму С наступлением ХХ века в искусстве все с большей интенсивностью вершились грандиозные процессы рождения новой эпохи, равной по значим ...

Человек элиты
Х.Ортега-и-Гассет, являющийся одним из идеологов элитарной культуры, в работе "Дегуманизация искусства" отнюдь не отождествляет элиту с родовой аристократией. В его понимании элита не является правящим меньшинством или аристокр ...

Поль Сезанн
Поль Сезанн (1839-1906 гг.) в своё время заявил, что он хочет сделать из импрессионизма солидное, истинно музейное искусство. Поль Сезанн на протяжении всего своего творчества стремился "сделать из импрессионизма нечто весомое", ...