К печатным формам пропаганды относятся путеводители по библиотекам, памятки, учебно-методические и практические пособия, листовки. Эти издания подготавливаются республиканскими, областными, центральными, городскими и районными библиотеками специально для читателей.
Подробно о системе каталогов и картотек читателю рассказывают памятки и путеводители. Большое место в них занимают иллюстрации, схемы. Пользуясь ими читатели учатся ориентироваться в структуре и содержании каталогов и картотек, самостоятельно работать с ними.
Путеводители по библиотекам преследуют иные цели: они знакомят с основными функциями библиотеки, работой её подразделений, справочно-библиографическим аппаратом, библиографической продукцией. Они предназначаются не только читателям данной библиотеки, но и самим библиотечным работникам.
Персональная памятка составляется в большинстве случаев к знаменательным и памятным датам, в связи с присуждением литературных премий, к юбилею выдающегося учёного, писателя, художника. Цель памятки – ознакомить с основными произведениями определённого лица и помочь в изучении его жизни и творчества. Для памятки отбирают наиболее ценные работы данного деятеля. Затем выявляют издания его произведения, имеющихся в библиотеке, литературу о жизни и творчестве.
Комплексная пропаганда библиографических знаний предполагает использование совокупности различных форм – наглядных, устных, печатных. К основным формам устной пропаганды относятся: экскурсии по библиотеке, библиотечно-библиографические уроки, школы (университеты) библиотечно-библиографических знаний, дни библиографии, недели (месячники) пропаганды библиографических знаний, библиографические игры.
Во время экскурсии по библиотеке проводятся беседы, используются наглядные формы (схемы, плакаты, листовки), библиографические обзоры.
Библиотечно-библиографические уроки позволяют пропагандировать знания о книге, библиотеке, библиографии и вести обучение читателей по определённой системе. Уроки можно проводить не только в библиотеке, но и вне её – в школах, в учреждениях, на предприятиях. Они являются эффективными, если проводятся регулярно в более или менее постоянной читательской аудитории и при этом используются и другие формы пропаганды библиографических знаний.
При проведении занятий со школьниками или учащимися системы профессионально-технического обучения необходимо установить контакты с учителями и преподавателями, которые помогут закрепить изученный материал на занятиях по соответствующим дисциплинам и внеклассной работы.
Школа библиотечно-библиографических знаний организуется совместно с предприятиями, профсоюзными и техническими библиотеками, с целью повышения общеобразовательного и профессионального уровня молодёжи. Занятия в школе проводятся один раз в месяц по заранее разработанной программе.
Устные журналы – традиционная для массовых библиотек форма работы, которая может применятся и в пропаганде библиотечно-библиографических знаний. На «страницах» устного журнала можно познакомить читателей с библиографическими пособиями актуальной тематики с обзором интересных публикаций из журналов, рассказать о книгах, раскрывающих творческую лабораторию выдающихся деятелей науки и культуры. Устный журнал можно посвятить искусству чтения художественной литературы.
При проведении Дня библиографии используются различные формы наглядной и устной пропаганды библиографических знаний: выставки-просмотры и подборки библиографических пособий, плакаты, консультации и беседы об отдельных изданиях, обзоры рекомендательных пособий, конкурсы и викторины. Проводятся дни один-два раза в квартал. Дни библиографии могут быть универсальными и тематическими. Программа составляется за один-два месяца до проведения очередного дня библиографии, о чём оповещают читателей.
В процессе подготовки ко Дню библиографии обновляется оформление книжного фонда, организуются специальные выставки и тематические полки в фонде. По итогам мероприятия проводятся методические совещания коллектива библиотеки.
Недели (месячники) пропаганды библиографических знаний охватывают практически всех читателей. Их проведению предшествует большая подготовительная работа сотрудников ЦБС совместно с органами НТИ, референтами предприятий, работники которых являются абонентами индивидуального или коллективного информирования. Информацию о предстоящем мероприятии можно поместить в местной газете.
Другая информация:
Русский экспрессионизм
Нельзя не согласиться с Готфридом Бенном, утверждавшим, что экспрессионизм «пронес свое знамя над Бастилией, Кремлем и Голгофой, только на Олимп он не вступил, как и ни на какую иную классическую землю».
Трагическое мировосприятие, порож ...
Научный стиль. Лексические, морфологические и синтаксические особенности
Научный стиль русского литературного языка наиболее четко проявляется в организации речевой системы при общении людей в связи с необходимостью выражения, передачи и сохранения научной информации.
Принципы объективности, абстрактности и ...
Культурные основания научного творчества
Понимание природы научного творчества предполагает учет не только логических, методологических, психологических аспектов научной деятельности, как исследование социальных условий, культурного контекста, на фоне которых данная деятельность ...


Меню сайта