Формирование информационной культуры

Статьи по культуре » Формирование информационной культуры

Страница 4

К печатным формам пропаганды относятся путеводители по библиотекам, памятки, учебно-методические и практические пособия, листовки. Эти издания подготавливаются республиканскими, областными, центральными, городскими и районными библиотеками специально для читателей.

Подробно о системе каталогов и картотек читателю рассказывают памятки и путеводители. Большое место в них занимают иллюстрации, схемы. Пользуясь ими читатели учатся ориентироваться в структуре и содержании каталогов и картотек, самостоятельно работать с ними.

Путеводители по библиотекам преследуют иные цели: они знакомят с основными функциями библиотеки, работой её подразделений, справочно-библиографическим аппаратом, библиографической продукцией. Они предназначаются не только читателям данной библиотеки, но и самим библиотечным работникам.

Персональная памятка составляется в большинстве случаев к знаменательным и памятным датам, в связи с присуждением литературных премий, к юбилею выдающегося учёного, писателя, художника. Цель памятки – ознакомить с основными произведениями определённого лица и помочь в изучении его жизни и творчества. Для памятки отбирают наиболее ценные работы данного деятеля. Затем выявляют издания его произведения, имеющихся в библиотеке, литературу о жизни и творчестве.

Комплексная пропаганда библиографических знаний предполагает использование совокупности различных форм – наглядных, устных, печатных. К основным формам устной пропаганды относятся: экскурсии по библиотеке, библиотечно-библиографические уроки, школы (университеты) библиотечно-библиографических знаний, дни библиографии, недели (месячники) пропаганды библиографических знаний, библиографические игры.

Во время экскурсии по библиотеке проводятся беседы, используются наглядные формы (схемы, плакаты, листовки), библиографические обзоры.

Библиотечно-библиографические уроки позволяют пропагандировать знания о книге, библиотеке, библиографии и вести обучение читателей по определённой системе. Уроки можно проводить не только в библиотеке, но и вне её – в школах, в учреждениях, на предприятиях. Они являются эффективными, если проводятся регулярно в более или менее постоянной читательской аудитории и при этом используются и другие формы пропаганды библиографических знаний.

При проведении занятий со школьниками или учащимися системы профессионально-технического обучения необходимо установить контакты с учителями и преподавателями, которые помогут закрепить изученный материал на занятиях по соответствующим дисциплинам и внеклассной работы.

Школа библиотечно-библиографических знаний организуется совместно с предприятиями, профсоюзными и техническими библиотеками, с целью повышения общеобразовательного и профессионального уровня молодёжи. Занятия в школе проводятся один раз в месяц по заранее разработанной программе.

Устные журналы – традиционная для массовых библиотек форма работы, которая может применятся и в пропаганде библиотечно-библиографических знаний. На «страницах» устного журнала можно познакомить читателей с библиографическими пособиями актуальной тематики с обзором интересных публикаций из журналов, рассказать о книгах, раскрывающих творческую лабораторию выдающихся деятелей науки и культуры. Устный журнал можно посвятить искусству чтения художественной литературы.

При проведении Дня библиографии используются различные формы наглядной и устной пропаганды библиографических знаний: выставки-просмотры и подборки библиографических пособий, плакаты, консультации и беседы об отдельных изданиях, обзоры рекомендательных пособий, конкурсы и викторины. Проводятся дни один-два раза в квартал. Дни библиографии могут быть универсальными и тематическими. Программа составляется за один-два месяца до проведения очередного дня библиографии, о чём оповещают читателей.

В процессе подготовки ко Дню библиографии обновляется оформление книжного фонда, организуются специальные выставки и тематические полки в фонде. По итогам мероприятия проводятся методические совещания коллектива библиотеки.

Недели (месячники) пропаганды библиографических знаний охватывают практически всех читателей. Их проведению предшествует большая подготовительная работа сотрудников ЦБС совместно с органами НТИ, референтами предприятий, работники которых являются абонентами индивидуального или коллективного информирования. Информацию о предстоящем мероприятии можно поместить в местной газете.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

История создания чернолощеной керамики
Изобретение глиняной посуды было одним из последних изобретений человечества. Впервые люди стали использовать этот материал в неолите, последнем периоде каменного века (5-3 тыс. до н.э.) Гончарное ремесло известно в России с незапамятных ...

Начало творчества
«Редкостные таланты подобны небожителям, а не вьючным ослам». Это утверждение, имевшее в виду талант Филиппо Липпи, в 16 веке Джорджо Вазари приписывал Козимо деи Медичи Старшему, меценату и преданному почитателю Фра Филиппо, заказчику м ...

Как пили на Руси
Традиции пития на Руси сохранённые и дошедшие до нас, своими корнями уходят в стародавние времена, а во многих домах сегодня, как и в далёком прошлом отказаться от еды и выпивки означает обидеть хозяев. Также дошла до нас и повсеместно пр ...