Формирование информационной культуры

Статьи по культуре » Формирование информационной культуры

Страница 4

К печатным формам пропаганды относятся путеводители по библиотекам, памятки, учебно-методические и практические пособия, листовки. Эти издания подготавливаются республиканскими, областными, центральными, городскими и районными библиотеками специально для читателей.

Подробно о системе каталогов и картотек читателю рассказывают памятки и путеводители. Большое место в них занимают иллюстрации, схемы. Пользуясь ими читатели учатся ориентироваться в структуре и содержании каталогов и картотек, самостоятельно работать с ними.

Путеводители по библиотекам преследуют иные цели: они знакомят с основными функциями библиотеки, работой её подразделений, справочно-библиографическим аппаратом, библиографической продукцией. Они предназначаются не только читателям данной библиотеки, но и самим библиотечным работникам.

Персональная памятка составляется в большинстве случаев к знаменательным и памятным датам, в связи с присуждением литературных премий, к юбилею выдающегося учёного, писателя, художника. Цель памятки – ознакомить с основными произведениями определённого лица и помочь в изучении его жизни и творчества. Для памятки отбирают наиболее ценные работы данного деятеля. Затем выявляют издания его произведения, имеющихся в библиотеке, литературу о жизни и творчестве.

Комплексная пропаганда библиографических знаний предполагает использование совокупности различных форм – наглядных, устных, печатных. К основным формам устной пропаганды относятся: экскурсии по библиотеке, библиотечно-библиографические уроки, школы (университеты) библиотечно-библиографических знаний, дни библиографии, недели (месячники) пропаганды библиографических знаний, библиографические игры.

Во время экскурсии по библиотеке проводятся беседы, используются наглядные формы (схемы, плакаты, листовки), библиографические обзоры.

Библиотечно-библиографические уроки позволяют пропагандировать знания о книге, библиотеке, библиографии и вести обучение читателей по определённой системе. Уроки можно проводить не только в библиотеке, но и вне её – в школах, в учреждениях, на предприятиях. Они являются эффективными, если проводятся регулярно в более или менее постоянной читательской аудитории и при этом используются и другие формы пропаганды библиографических знаний.

При проведении занятий со школьниками или учащимися системы профессионально-технического обучения необходимо установить контакты с учителями и преподавателями, которые помогут закрепить изученный материал на занятиях по соответствующим дисциплинам и внеклассной работы.

Школа библиотечно-библиографических знаний организуется совместно с предприятиями, профсоюзными и техническими библиотеками, с целью повышения общеобразовательного и профессионального уровня молодёжи. Занятия в школе проводятся один раз в месяц по заранее разработанной программе.

Устные журналы – традиционная для массовых библиотек форма работы, которая может применятся и в пропаганде библиотечно-библиографических знаний. На «страницах» устного журнала можно познакомить читателей с библиографическими пособиями актуальной тематики с обзором интересных публикаций из журналов, рассказать о книгах, раскрывающих творческую лабораторию выдающихся деятелей науки и культуры. Устный журнал можно посвятить искусству чтения художественной литературы.

При проведении Дня библиографии используются различные формы наглядной и устной пропаганды библиографических знаний: выставки-просмотры и подборки библиографических пособий, плакаты, консультации и беседы об отдельных изданиях, обзоры рекомендательных пособий, конкурсы и викторины. Проводятся дни один-два раза в квартал. Дни библиографии могут быть универсальными и тематическими. Программа составляется за один-два месяца до проведения очередного дня библиографии, о чём оповещают читателей.

В процессе подготовки ко Дню библиографии обновляется оформление книжного фонда, организуются специальные выставки и тематические полки в фонде. По итогам мероприятия проводятся методические совещания коллектива библиотеки.

Недели (месячники) пропаганды библиографических знаний охватывают практически всех читателей. Их проведению предшествует большая подготовительная работа сотрудников ЦБС совместно с органами НТИ, референтами предприятий, работники которых являются абонентами индивидуального или коллективного информирования. Информацию о предстоящем мероприятии можно поместить в местной газете.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Украинская культура Нового времени
XVIII в. стал периодом большого культурного подъема. Наука и образование высшего уровня сосредоточились в Киево-Могилянской академии. В ее стенах получали образование украинские дети и дети славянских народов. Студенты академии продолжали ...

Искусство Древней Греции: архитектура, скульптура, театр
Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. Одним из видимых результатов развития греческой цивилизации стала античная скульптура. До эпохи эллинизма царских дворцов не строили по причине отсутствия царской влас ...

Зрелый период творчества
«Ночной дозор» завершает раннюю фазу в творческом развитии Рембрандта. С 40-х годов начинается период зрелости. В мировосприятии происходит перелом. Бурная динамика, патетика, зрелищность – все, что было связано с противоречивыми поисками ...