Формирование информационной культуры

Статьи по культуре » Формирование информационной культуры

Страница 2

Система работы по формированию библиографической культуры и пропаганде библиотечно-библиографических знаний предусматривает использование различных методов и форм охватывает всех читателей.

Методы и формы работы обуславливаются целями поставленными библиотекарем (привлечение в библиотеку, приобщение к чтению, развитие и углубление самообразовательных или профессиональных потребностей, уровнем культуры чтения, возможностями ЦБС и библиотек региона. Формы пропаганды библиографических знаний классифицируется по способу передачи знаний и по широте охвата читателей. Так, в зависимости от способа передачи в массовых библиотеках применяются различные формы наглядной и устной пропаганды библиографических знаний. По широте охвата читателей выделяются формы индивидуальной, групповой и массовой работы.

Основными формами наглядной пропаганды библиографических знаний являются: библиографические ссылки и отсылки в фонде, выставки и просмотры справочных и библиографических изданий, схемы организации СБА, схемы-алгоритмы библиографического поиска, плакаты, альбомы, стенды, стенгазеты, бюллетени.

Наглядные формы – показ изданий или раскрытие их содержания в зрительно воспринимаемых формах. Действенность наглядных форм усиливается сочетанием их с устными и печатными средствами пропаганды. Так, книжные выставки или открытый просмотр литературы организуется в комплексе с библиографическим обзором, массовыми и групповыми консультациями, индивидуальными беседами.

Библиографические ссылки и отсылки связывают отраслевые отделы фонда между собой, а также с соответствующими разделами каталогов и картотек, помогают в поиске и выборе книг. Их помещают на внутриполочных выставках или отдельно, с помощью специальных держателей. Обращённые к читателю библиографические ссылки напоминают, что полную информацию о составе и содержании фонда может дать только систематический каталог, так как на полке книги находятся в постоянном движении. Ссылки и отсылки от одного раздела фонда к другому помогают читателям находить литературу по одной теме, размещённую при систематической расстановке в разных отделах.

Выставки справочных и библиографических изданий оформляются с целью пропаганды их среди читателей. Они могут быть постоянными или временными. В ряде случаев на выставки отбирают прикнижные и внутрижурнальные библиографические пособия.

Тематические выставки посвящены актуальным вопросам политической жизни, экономики, науки, техники, культуры, искусства. Могут быть в виде цикла из нескольких экспозиций с единым названием.

Жанровые выставки близки к тематическим. На них экспонируется литература по отдельным жанрам (роман, поэзия, мемуары м др.), раскрывающая ту или иную тему или исторический период жизни страны, те или иные виды изданий (альбомы, открытки и др.).

Выставки-просмотры литературы по определённой теме или отрасли знания включают литературу всех видов за ряд лет. Они предназначаются в помощь профессиональному чтению и адресованы специалистам (промышленного, сельскохозяйственного производства и др.), организуются как часть комплекса мероприятий (День информации, неделя специалиста и др.), включающих кроме выставки библиографические обзоры, лекции, консультации, встречи.

Плакаты, схемы применяются для пропаганды библиотечных каталогов и библиографических картотек. Они обычно содержат текст и иллюстративный материал. Они могут быть посвящены отдельным каталогам (картотекам) и содержать полное наименование этого каталога (картотеки), информацию о том, какие виды изданий и материалов отражены, за какой период времени, как сгруппированы библиографические записи. На плакате-схеме систематического каталога обязательно даётся перечень основных делений.

Схема организации СБА должна быть оформлена по возможности в каждом подразделении ЦБС. На ней должны быть представлены все элементы единого СБА, в том числе и отсутствующие в данном филиале. В схеме приводятся сведения о степени полноты отражения единого фонда ЦБС, и каждой его части (ЦБ, библиотеки-филиала), о хронологических рамках охвата отражаемой литературы и т.п. Пользуясь унифицированной схемой, читатель любого подразделения ЦБС получает представление об её информационных возможностях.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Развитие сюрреализма
Термин сюрреализм – впервые употребил в 1917г Гийом Аполлинер. Сюрреалистическими, то есть изображающими больше чем действительность, Аполлинер назвал свои стихи и пьесу ,в которых были зафиксированы бессвязные ощущения человека. Потом эт ...

К вопросу истории создания и воплощения идеи «Демона» в творчестве М.А. Врубеля
Весна 1881 года. Не успев окончить Академию, Врубель отправился в Киев, где началась его самостоятельная художественная жизнь. Два года Врубель работал для церкви, в атмосфере религиозности, которая так же мало согласовывалась с окружающи ...

Художественная культура второй половины 19 века
В первой половине столетия общественно- культурная жизнь наиболее полно и разнообразно протекала в столицах, поскольку весь культурный потенциал был сосредоточен в дворянском сословии. Дворянство было основным носителем художественной кул ...