Формирование информационной культуры

Статьи по культуре » Формирование информационной культуры

Страница 3

Схема-алгоритм библиографического поиска помогает читателю выбрать наиболее оптимальный путь поиска документов по каталогам, картотекам, библиографическим пособиям.

Бюллетени, стенгазеты содержат главным образом всевозможные методические консультации по библиографическим вопросам, информацию о библиографических пособиях, советы специалистов по использованию определённых материалов. В них также помещаются отзывы читателей о библиографических пособиях, беседах и т.п.

Стенды оформляются, как правило, в крупной библиотеке. На них помещаются методические материалы, отдельные библиографические пособия, иллюстрированные плакаты.

Альбомы, папки материалов пропагандируются публикации в газетах и журналах по вопросам представляющих интерес для читателей: о деятельности издательств, серийных изданиях, крупнейших библиотеках страны и мира, по истории данной библиотеки и другое. Их оформляют в тех случаях, когда нет возможности развернуть выставку. Материалы, собираемые в альбомы и папки, используются и работниками библиотеки.

Основными формами устной пропаганды библиографических знаний являются: беседы, обзоры библиографических пособий, лекции, семинары и читательские конференции.

Специфика устных форм проявляется в непосредственном общении библиотекаря, организующего данное мероприятие с пользователями, для которых оно организуется, в обратной связи, помогающий скорректировать усилия библиотекаря и т.д. Успех устного информирования напрямую зависит не только от того, что говорит библиотекарь, но и от того, как он говорит. Устное информирование не только передаёт некую информацию, но оказывает значительное эмоциональное воздействие которое для некоторых читательских групп представляется очень важным.

Беседы проводятся в фонде, у каталогов и библиографических картотек, у стеллажей, где размещён СБФ. Они могут быть индивидуальными и групповыми. Читателям разъясняются назначение и особенности организации различных каталогов, картотек, правила библиографического описания книг и статей, методика поиска нужных сведений в энциклопедиях, словарях и справочниках, приёмы использования вспомогательных указателей к изданиям. Беседы проводятся и непосредственно в ходе поиска ответа на запросы читателя, что способствует активизации библиографического обучения.

Групповые беседы целесообразно проводить по заранее намеченному плану. Чаще всего они посвящаются вопросам организации СБА, методики поиска нужной информации по алфавитному и систематическому каталогам и сопровождаются практическими заданиями для читателей.

Проводятся также консультации которые носят методический характер (содержат советы о том, как следить за новинками художественной литературы, как правильно выбирать книги по специальности и т.д.). В соответствии с интересами и запросами комплектуют группы читателей, подбирают библиографические пособия.

Обзоры библиографических пособий предназначаются, как правило, небольшим по численности группам читателей, которых объединяет общность интереса к теме, уровень общеобразовательной, профессиональной подготовки. При проведении обзора следует использовать достаточно широкий круг изданий. Как показывает опыт работы ЦБС, это обеспечивает их высокий качественный уровень и действенность.

Но для читателей, ещё не владеющих в достаточной мере навыками самостоятельного пользования библиографическими пособиями, проводятся обзоры иного рода, они носят обучающий характер. Библиотекарь предварительно подбирает библиографические пособия определённого назначения – в соответствии с потребностями группы читателей, что и обуславливает содержание каждого элемента обзора. Чтобы заинтересовать читателей библиографическими пособиями, рекомендуется начинать рассказ о них с характеристики отражаемых произведений. В заключительной части обязательно даются рекомендации практического характера.

Иногда подготавливаются тематические обзоры библиографических пособий или обзоры библиографических серий, интерес к которым был выявлен в предварительных беседах с читателями.

Читательская конференция проводятся обычно в конце года с целью подведения итогов работы по библиографическому обучению. На обсуждение выносятся вопросы: роль каталогов и картотек в много аспектном раскрытии фонда библиотеки и выборе литературы, значение справочных и библиографических изданий и библиографии в целом и другое. Важно, чтобы конференция отвечала наиболее типичным запросам читателей. Читательские конференции наиболее эффективно позволяют осуществлять обратную связь библиотеки с читателями. На читательской конференции сталкиваются и формируются читательские мнения о книге.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Репин на рубеже веков
До сих пор речь шла о репинских работах, созданных, главным образом, на протяжении последней трети XIX века. Это время можно назвать классическим периодом творчества художника в том смысле, что именно с ним связаны все или почти все лучши ...

«Морская гордость» России
С детства мечтал Айвазовский о подвигах народных героев. На склоне лет он писал: "Первые картины, виденные мною, когда во мне разгоралась искра пламенной любви к живописи, были литографии, изображающие подвиги героев в исходе двадцат ...

Период «молчания»
После выставки 1882 года в творчестве Архипа Ивановича Куинджи начался период под названием «молчание». Он не выставлялся, но, как стало известно позже, продолжал работать. Данный период не является чем-то совершенно отличным от всех пред ...