Формирование информационной культуры

Статьи по культуре » Формирование информационной культуры

Страница 1

Информационная культура –многоаспектное понятие, возможности и способности человека ориентироваться в информационном пространстве, пользоваться возможностями информационного окружения, уметь применять информационные технологии, владение компьютерной грамотностью.

Современная жизнь полна перемен. Меняется страна, меняется библиотека, меняются информационные и культурные запросы населения. Сегодня к библиотеке и библиотекарю представляются повышенные требования. Не секрет, что только обновление знаний, навыков помогает библиотечному специалисту сохранить творческую форму, способность активно усваивать современные идеи, искать и находить новое, интересное для читателей. Эта работа является для библиотек традиционной. Другое дело, что не всегда и не во всех библиотеках она ведётся на должном уровне и отвечает предъявляемым сегодня требованиям. Поэтому общий уровень культуры чтения, и библиографической грамотности у большинства читателей публичных библиотек ещё не достаточно высок. Многие из них не могут свободно ориентироваться в различных библиографических пособиях, выбирать самостоятельно литературу или использовать научно-справочный аппарат изданий, самостоятельно пользоваться СБА, намечать переписку своего чтения.

Но не менее важно дать читателю представление о возможностях ЦБС (центральной библиотечной системы), что пользуясь конкретной библиотекой, он может получить по внутрисистемному обмену и МБА практически любое издание из единого фонда, равно как и из фонда другой библиотеки региона в том числе и специальной.

Читатели должны иметь достаточно полные и систематизированные знания о книге как источнике информации, об особенностях изданий различных видов и их аппарате, об организации издательского дела в стране и специфике печатной продукции универсальных и отраслевых издательств. Важно также обратить внимание читателей на публикацию в периодических изданиях критико-библиографической информации.

Библиографическая работа – это совокупность процессов и операций по подготовке к использованию разнообразных библиографических средств для отражения и раскрытия фондов библиотеки, активного использования их реальными читателями и пользователями. Это достигается путём:

– формирование и ведение справочно-библиографического аппарата;

– составление для читателей библиотеки разнообразных библиографических пособий – указателей и списков литературы, всевозможных картотек;

– подготовки и проведения устных библиографических обзоров;

– справочно-библиографического обслуживания (обеспечение читателей библиографической информацией по их разовым запросам);

– библиографического информирования (обеспечение читателей библиографической информацией по их долговременным постоянно действующим запросам);

– информационного (библиографического) обучения.

Практика работы ЦБС показывает, что читатели не знают многих важнейших справочных изданий, не умеют ими пользоваться. Поэтому читателям нужно рассказать о назначении и особенностях различных видов справочных изданий, научить их приёмам поиска нужных сведений. Следует обращать внимание читателей на то обстоятельство, что библиографические пособия являются источниками информации о книгах, статьях и других материалах, представленных не только в данной библиотеке, но и в других фондах.

Уровень пропаганды библиографических знаний во многом определяется уровнем СБА (справочно-библиографического аппарата), СБО (справочно-библиографического обслуживания) и библиографического информирования. От того, на сколько профессионально организован справочно-библиографический аппарат, зависят качество выполняемых справок, активность использования читателями каталогов, картотек, справочных и библиографических изданий, обращаемость фонда. Неполная, неоперативная информация о едином фонде ЦБС, сужает круг выдаваемой литературы, лишает читателей возможности своевременно узнавать о новинках.

Плановость, систематичность, практическая направленность, эффективность – таковы основные требования, которым должна отвечать пропаганда библиографических знаний. Работа ведётся в соответствии с намечаемыми планами, систематично. Читатели приобретают определённую сумму знаний с учётом уровня образования и культуры чтения, специфических потребностей (самообразовательных, профессиональных, любительских). Главное в проводимой работе должно быть не количество запланированных мероприятий, а их результативность, высокий профессиональный уровень.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Кубизм
В "кубическом" периоде Пикассо выделяют несколько этапов. " Сезанновский" кубизм, представленный в работах "Бидон и миски" (1908), "Три женщины" (1908), "Женщина с веером" (1909) и других, ...

Императорские театры
Особое положение среди русских театров занимали Императорские театры, находившиеся в введении министерства Двора, а также правительственные театры в Варшаве. Начало Императорским театрам, как и официальному существованию театра в России в ...

Наука и другие области культуры
Научное познание мира существенно отличается от эстетической формы познания. Хотя наука и искусство есть отражение действительности, но в науке это отражение осуществляется в форме понятий и категорий, а в искусстве – в форме художественн ...