Возникновение искусства как особой формы познания

Статьи по культуре » Человек как основная тема и главный предмет искусства » Возникновение искусства как особой формы познания

Страница 1

Искусство имеет настолько важное значение в жизни общества, что может рассматриваться как одна из жизненных функций его.

Искусство, как и другие формы общественного сознания — право, мораль, наука, философия, религия, каждая из которых имеет свой особый предмет и свою специфику, характеризуется тремя основными, общими для всех форм, признаками:

1.является отражением общественного бытия;

2.отличается относительной самостоятельностью;

3.оказывает обратное воздействие на общественное бытие.

Известно, что простейшие формы искусства возникли уже на ранних ступенях развития первобытного общества, выступая органической частью повседневного быта людей.

Этнографические исследования обнаружили, что первыми эстетически освоенными предметами были орудия труда, а первыми художественными изображениями — сцены охоты, рыбной ловли и т. д. Первым способом организации первобытных песен и танцев был ритм (самые первые песни представляли собой ритмичное повторение одного и того же слова или возгласа).

Разумеется, ни ритм, ни какие-либо другие способы организации первобытного искусства не преследовали специальной цели производить художественный эффект; будучи тесно связаны с общественной практикой людей, с самим коллективным характером труда и охоты, они помогали их организации, регуляции, ритмизации совместных усилий и т. д.

С другой стороны, источником эстетических восприятий, переживаний была природа, из которой человек черпал ощущения цвета, гармонии, пропорции. Долгое существование человека неотрывно от природы сформировало у него ощущение своей нераздельности с ней. Эта связь человека и природы стала причиной возникновения двух взаимосвязанных явлений:

1. с одной стороны, одушевления природы, переноса на нее человеческих особенностей.

2. с другой стороны, приписывание свойств и поведения че­ловека явлениям природы, символизирующим те или иные человеческие качества.

Эта свойственная образам первобытного сознания и искусства биоантропоморфичность проглядывает, например, в таких характерных для народных поэтических форм выражениях, как «Волга-матушка», «Амур-батюшка» и др., а также в жанре басни, когда животные наделяются человеческими качествами.

Изготовление орудий труда, предметов обихода, одежды становится не только созданием практических ценностей. Оно сопровождается проявлением в них знаний и опыта, склонностей и вкусов изготовляющих их людей и отражает их развивающийся внутренний мир, выступает как способ утверждения творческих способностей.

На первых порах потребительская ценность предмета предшествовала его эсте­тической ценности, поскольку человек не мог еще позволить себе воспринимать красоту вне ее пользы или значения для его жизни.

Первобытное искусство зародилось и развивалось благодаря способности человека улавливать, выделять и воспроизводить различные формы, звуки, движения, обладающие для первобытного человека определенной значимостью или ценностью.

Первобытное искусство как форма познания действительности складывается из переплетения реального и ирреального, включает сверхъестественные моменты. Первобытный человек верил, что созданные им изображения богов помогут ему воздействовать на окружающий мир, поэтому он украшал их и приносил им жертвы, стараясь завоевать их благосклонность. Собираясь на охоту, он изображал поражаемых его стрелами зверей, что должно было обеспечить ему удачную охоту, и исполнял воинственный танец, стремясь умножить свои силы и решимость воображаемой победой над врагом.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Фаллический культ в древности
Поклонение фаллосу как продолжателю жизни и символу мужской силы и фертильности является культом, известным с древнейших времен, начиная от неолита до настоящего времени. Отпечаток этого культа оставлен во всех цивилизациях всего мира. Вп ...

Человек как творец культуры
Итак, исходный пункт формирования культуры – и логически, и исторически – человек. Необходимо поэтому выяснить, какими качествами он должен обладать для того, чтобы осуществить эту культурологическую функцию, чтобы быть способным творить ...

Структура потребностей. Рабочие понятия
Количество потребностей человека ограничено активностью его взаимодействия с окружающим миром на протяжении всей его жизни, это число сопоставимо с бесконечным. Для работы оператора над проектом необходимо выделить тот объем потребностей, ...