Житийная иконография Исидора Блаженного

Статьи по культуре » Церковь Исидора Блаженного » Житийная иконография Исидора Блаженного

Страница 1

Основным центром почитания юродивого Исидора являлась ростовская приходская церковь Вознесения (1565-1566), в которой находится его захоронение. В 1786 г. к этому храму был пристроен придел, посвященный блаженному Исидору. Мощи святого находятся под спудом, но над местом его захоронения издревле и вплоть до советского времени стояла рака.

Вблизи нее находилась житийная икона святого, кратко описанная А. Израилевым. Согласно церковной описи, в местном ряду иконостаса Вознесенского храма существовала еще одна житийная икона святого. Кроме того, нижний ярус настенной росписи Вознесенской церкви был посвящен житию блаженного Исидора, Судя только по этому перечислению, можно предположить, что в свое время житийная иконография святого была довольно развита. Позднее обе упомянутые житийные иконы бесследно исчезли, а житийный цикл стенной росписи сильно поврежден.

А.А. Титов датировал роспись церкви Вознесения XVII в., обратив внимание на то, что в одной из композиций житийного цикла представлен ростовский Успенский собор «с комарами, с посводным покрытием, как это было до пожара 1730 г.». В книге «Ростов Ярославский», в которой разделы, посвященные росписям церквей, по-видимому, принадлежат перу В.Г. Брюсовой, роспись отнесена к 20-м гг. XVIII в.

Стилистически роспись Вознесенской церкви расположена между стенописями Рождественского храма Ростовского Рождественского монастыря (1715) и Богоявленского собора ростовского Авраамиева монастыря (1736).

Повествование житийного цикла начинается у восточного края южной стены, переходит на западную и заканчивается у восточного края северной стены. Южная, западная и северная стены делятся дверными проемами на два простенка, тем самым разбивая роспись в каждом из них на две самостоятельные композиции, между которыми, правда, нет строго установленных границ. Таким образом, данный цикл содержит двенадцать композиций.

В первой композиции на переднем плане мы видим четырех человек, сидящих за столом, которые, судя по жестам их рук, ведут беседу. В центре - безбородый юноша, справа и слева от него - две женщины (одна - средних лет, другая - молодая), напротив них слева - зрелый мужчина. На втором плане справа бородатый человек изображен в полуобороте к зрителю.

Вся сцена представлена в интерьере, имеющем характер так называемой "нутровой палаты". Чуть правее нее в полуобороте к зрителю показан еще один бородатый человек. В данной композиции отражены начальные эпизоды жития Исидора. В застольной беседе представлены юный Исидор и члены его семьи. Так было выражено свидетельство жития о происхождении и воспитании будущего святого: "яко же поведают неции, от западных оубо стран, от латиньскаго языка, от немеческыа же земля рождением и въспитание от славных же и от богатых, яко же глаголют от местерьска роду бе". Человек, изображенный за пределами палаты - это повзрослевший Исидор, тайно уходящий из дому, так как "возненавиде богомерскую отеческую латинскую веру, возлюби же истинную нашу християнскую и православную веру".

В центре второй композиции Исидор представлен уже в том обличии, которое мы знаем по его изображениям на иконах XVI - XVIII вв.15 и иконописным подлинникам. На святом одежды до колен, правое плечо и ноги ниже колен обнажены. Слева и справа от Исидора - две группы людей, со страхом и удивлением взирающих на него, на втором и третьем планах видны полуфантастические строения и иконные горки. В данной сцене представлен один из важнейших эпизодов жития, когда Исидор вскоре после ухода из дому совлек одежды свои и принял "юродственое еже Христа ради житие и буйствено".

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Художественная керамика
Народные художественные промыслы занимают видное место в отечественном декоративно-прикладном искусстве. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейн ...

Подбор аналогов к объектам дизайнерской разработки
Прогрессивные завоевания в области архитектуры, однако, часто используются в чисто формалистических целях, уводящих от рационалистических решений строительных задач. Термин "деконструктивизм" был введен в оборот французским фило ...

Сюрреализм и творчество Сальвадора Дали
В 1920-е годы в художественной культуре возникло новое направление — сюрреализм, провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом — разрыв логических связей, замененных свободными ...