История храма св. великомученика Георгия

Статьи по культуре » Храмы Кубани » История храма св. великомученика Георгия

Страница 1

891 год. Страшная буря разыгралась на море рядом с юго-западным побережьем Крыма, бывшего в ту пору малонаселённой греческой колонией. Шторм был настолько силён, что неминуемая гибель грозила мореплавателям, судно которых находилось уже в семидесяти саженях (как писал позже безымянный монастырский летописец) от острых прибрежных скал.

"И возопили тогда греки об избавлении от страстей ко Святому Великомученику и Победоносцу Георгию, и он, услышав сердечный их вопль, мгновенно явился на большом камне, и буря в тот же час утихла."

Спасённые от видимой гибели греки в благодарность Чудотворцу основали близ того места, где погибали и были чудесным образом спасены, монастырь во имя Святаго Георгия, переживший под охраной Великомученика в течение долгих веков многие исторические события Крымского полуострова и Великой Русской Империи.

Монастырь перенёс землетрясения, набеги кочевников, монголо-татарское иго, многих политических и исторических деятелей, русско-турецкие войны, осаду в кампанию 1854 г., Великую Отечественную войну.

В пяти верстах от монастыря было расположено селение Балаклава, поэтому монастырь впоследствии стал именоваться Таврическим Балаклавским Первоклассным монастырём во имя Святаго Великомученика и Победоносца Георгия.

Во время Крымской кампании 1854 г., в день храмового праздника Георгиевский монастырь был взят союзными войсками и в продолжение 11 месяцев содержался в плену. Однако при этом французы строго охраняли монастырь от вторжения турок и осквернения святыни, и, когда Омер-паша со своей свитою хотел войти в храм для обозрения, они не впустили их до тех пор, пока он и его офицеры не сняли оружия и головные уборы.

Благодаря своему расположению в живописном месте монастырь охотно посещался путешественниками, которые считали своею непременною обязанностью полюбоваться на море и великолепные прибрежные скалы. Здесь бывали Государи всея Руси — в 1818-1825 гг. Александр I Благословенный, а в 1835 г. — Николай I с супругою Александрой Федоровной.

При праздновании тысячелетия существования обители на том камне, где явился св. Георгий, был водружен крест с надписью о времени чудесного явления, а для восхождения на камень высечены ступеньки.

В Георгиевском монастыре три храма с тремя приделами. Из них древнейший по постройке — пещерный, относящийся к IV веку и возобновлённый в прежнем стиле. Второй храм — Кресто-воздвиженский и, наконец, третий — Георгиевский, расположенный у подножия древней пещерной церкви и сооруженный в 1814 г.

В 1891 году монастырь отметил своё тысячелетие, ознаменованное честью посещения его Императорским Высочеством Государем Николаем Александровичем.

Из Киевской и Московской Руси в течение этой тысячи лет выросло большое и могучее Православное государство — Российская Империя, южные границы которого достигли Северного Кавказа.

В 1793 году переселенцами из Малороссии, казаками был основан город Екатеринодар. Вскоре на северной окраине города между улицами Котляревской (ныне Седина), Пластуновской (Янковского), Ярмарочной (Головатого) и Северной путешествующими и паломничающими во Святую землю монахами были устроены скит и молельня, как подворье или, выражаясь современным языком - филиал Балаклавского монастыря.

Южная часть монастырского подворья периода начала строительства Храма.

К середине девятнадцатого века в подворье были построены молитвенный дом, временная часовня, два кирпичных дома для братии (сохранившиеся и поныне они находятся во дворе нынешнего техникума с восточной и южной сторон), настоятельский дом и несколько хозяйственных построек.

Подворье занимало целый квартал, именовавшийся по городскому градостроительному плану конца девятнадцатого века как №315. На территории подворья послушниками был разбит большой фруктовый сад, устроены огороды и велось образцовое монастырское хозяйство.

К концу девятнадцатого века руководство Георгиевского Балаклавского монастыря Таврической епархии в лице игумена Никандра обратилось в Городскую думу Екатеринодара с просьбой о помощи в строительстве на территории подворья каменной церкви во имя Святыя и Живоначальныя Троицы с часовней во имя Святаго Великомученика Георгия Победоносца.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Местные истоки авангарда
Для коллекционеров дощукинского времени: для мамонтовых, морозовых, не говоря уже о русских аристократах более раннего времени, приобретавших произведения зарубежных мастеров, западное искусство – это хотя и близкое, но, тем не менее, дру ...

И.А. Ильин о христианской культуре
Все, что произошло в мире в двадцатом веке и продолжает совершаться и ныне, свидетельствует о том, что христианское человечество переживает глубокий религиозный кризис. Широкие слои людей утратили живую веру, и отошли от христианской церк ...

Творчество мастера в период Великой Октябрьской революции
Советская эпоха открывает новый значительный период в творчестве Петрова-Водкина. Его живописная и образная системы, эволюционируя по пути углубления реалистических тенденций, получают в это время значительно больший размах, черпая подтве ...