Творческое наследие В.А.Товстоногова

Статьи по культуре » Творческое наследие В.А.Товстоногова

Страница 6

Использование монтажа в театрализованном массовом представлении - это насущная необходимость, рождающаяся в процессе решения режиссером новых задач, но в то же время – это всего лишь прием, а всякий прием хорош, когда он не замечается. Зритель должен воспринимать не прием, не форму, а через прием и форму – содержание и, воспринимая его, вовсе не должен замечать тех средств, которые это содержание доносят до его сознания.

Также нужно всегда помнить, что монтаж, как и все другие способы в режиссуре, организующей деятельность такого социального института, как клуб, должны быть неразрывно связаны с жизненным опытом его реальной аудитории, обуславливаться этим опытом. Двигать искусство вперед способен только тот художник, который живет одной жизнью со своим народом, не отрываясь от него. В этом заключается основной принцип отбора выразительных средств и способов для клубного режиссера.

Пример разработки эпизода литературного сценария музыкально-поэтического представления на основе монтажного метода

Вот, например, как реализован сюжет в удачном тематическом вечере «О моем расскажите отце». Этот вечер-рассказ начинался одноименной песней А. Петрова, исполнявшейся хором мальчиков, как бы обращавшихся ко всем сидящим в зале. Ответом на этот вопрос был весь вечер. Постепенно раскрывались подвиги отцов в годы Великой Отечественной войны.

Каждый эпизод включал в себя, кроме художественного материала документальное повествование – встроенный монтаж документальной хроники военного времени. Первый эпизод на основе монтажного метода начинался фрагментом из кинофильма «Летят журавли» (проводы на фронт).

Сразу же, как бы продолжая фрагмент, следовал рассказ об отцах, которые ушли в ряды народного ополчения. Далее - рассказ о начале войны, о защитниках Брестской крепости, принявших на себя первый удар фашистов. В нем были использованы стихи о Брестской крепости. Следующий эпизод - о солдате, прошедшем с боями до Берлина. Здесь была использована «Баллада о солдате» В. Соловьева-Седого.

Последнее выступление — рассказ о штурме Берлина и о капитуляции фашистской Германии — также подкреплялось кадрами кинохроники «Последние дни войны», «Бои в Берлине», «Взятие Рейхстага». А после встроенных монтажным способом кадров кинолент, воспроизведенных на экране, участники вечера были подготовлены к следующему этапу сценария - восприятию и исполнению стихов и песен.

Как символ победы возникал в конце вечера на экране памятник воину-освободителю в Трептов - парке в Берлине. К нему были обращены слова клятвы сегодняшних мальчишек, собравшихся на вечер.

Вывод: из приведенного примера ясно, что монтажный метод в разработке данного эпизода литературного сценария музыкально-поэтического представления построения сценария сыграл важную и необходимую роль, явился особым композиционным ходом, который плавно лег в основу сюжета, прошел через все содержание и стал его цементирующим началом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Другая информация:

Картина «Христос и грешница»
Крупноформатное полотно «Христос и грешница», предтеча будущей серии «Жизнь Христа», было завершено 1888 году в Москве и выставлено на передвижной выставке в Петербурге. Картина сочетала строгую архитектонику академизма с жанровым реализм ...

Культура Украины в годы Второй мировой войны
Во время Второй мировой войны (1941 – 1945 гг.) вся территория Украины была оккупирована немецкими фашистами. Важную роль в мобилизации народа на борьбу с фашистскими захватчиками играли средства массовой информации, особенно радио. Деся ...

Театр-студия Любови Ермолаевой
Театр Любови Ермолаевой начинался со студии, затем стал народным театром, ныне он - муниципальный. В репертуаре театра успешно соседствуют произведения классиков и наших современников. История омского городского театра "Студия" ...