Творческое наследие В.А.Товстоногова

Статьи по культуре » Творческое наследие В.А.Товстоногова

Страница 2

Поиск нового качества сценической правды, выявление современной проблематики, «болевых точек» жизни определяли творчество Товстоногова. Он ставил режиссерский «диагноз» современных социальных противоречий и конфликтов в спектаклях: «Пять вечеров» и «Моя старшая сестра» А. М. Володина, «Трасса» И. М. Дворецкого, «Иркутская история» А. Н. Арбузова, «Океан» А. П. Штейна и др.

Как человек творческий, Г.А. Товстоногов постоянно находился в поиске, поэтому разработку современной темы выдающийся режиссер продолжил в постановках: «Палата» С. И. Алёшина, «Ещё раз про любовь» Э. С. Радзинского, «Традиционный сбор» В. С. Розова, «Прошлым летом в Чулимске» А. В. Вампилова, «Энергичные люди» В. М. Шукшина, «Протокол одного заседания» и «Мы, нижеподписавшиеся» А. И. Гельмана, «Киноповесть с одним антрактом» по «Блондинке» Володина, «Последний посетитель» В. Л. Дозорцева и др.

Одно из принципиальных направлений творчества Товстоногова — героический спектакль, в котором предмет режиссерского исследования — нравственные истоки подвига, природа человеческого мужества и стойкости поворачивается разными гранями, раскрывается на многообразном мате-риале прозы и драматургии, через страницы революции, военной истории, публицистику антифашистской драмы, где масштабный ход сценического повествования, судьбы народной соединён с тщательным доскональным исследованием судьбы человеческой: «Из искры .» Ш. Н. Дадиани (в 1949 г. удостоена Государственной премии СССР), «Дорогой бессмертия» по «Репортажу с петлей на шее» Ю. Фучика – (Государственная премия СССР в 1952), «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука - все в Театре им. Ленинского комсомола; «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского ( Ленинград - ский театр драмы им. Пушкина; Ленская премия 1958), «Гибель эскадры»; «Поднятая целина» и «Тим Дон» (Государственная премия СССР в 1978) по М.А.Шолохову; «Правду. Ничего, кроме правды!» Д.Н. Аля, «Беспокойная старость», «Три мешка сорной пшеницы» по В.Ф. Тендрякову, «Перечитывая заново .» по произв. Корнейчука, Погодина, М. Ф. Шатрова и В.Т. Логинова, «Оптимистическая трагедия», «Рядовые» А. А. Дударева и др.

Время один из главных героев спектаклей Товстоногова. В истории он находил истоки противоречий, развившихся в современности; в обращении к классическому наследию сочетал подлинный историзм с волнующей новиз-ной сценического истолкования, жизненной первозданностью и остротой. Работа Товстоногова над классикой оказала огромное воздействие на современный театр, сознание. Среди наиболее значительных постановок: «Гроза» А. Н. Островского в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола, «Помпадуры и помпадурши» по М. Е. Салтыкову-Щедрину (Ленинградский театр Комедии), «Идиот» по Достоевскому, «Варвары», «Мещане», удостоенная Государственной премии СССР в 1968), «Дачники» и «На дне» М. Горького, «Три сестры» и «Дядя Ваня» Чехова, «Ревизор» Гоголя, «Балалайкин и К» по «Современной идиллии» Салтыкова-Щедрина, «Волки и овцы» и «На всякого мудреца довольно простоты» Островского.

Товстоногов вел большую педагогическую работу с режиссерами, актерами. С 1957г. Товстоногов преподавал в ЛГИТМиКе, будучи профессором, заведовал кафедрой режиссуры. Г.А. Товстоногов сочетал в своей преподавательской деятельности не только практику, но и научно-исследовательскую работу. Им написаны замечательные книги с изложением теоретических и практических сведений, ставших настольными книгами: «Современность в современном театре» (Л., 1962), «О профессии режиссёра» (М., 1966), «Круг мыслей» (Л., 1972), «Классика и современность» (М., 1975), «Зеркало сцены» (Л., 1980, 1984; в 2 тт.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Особенности фотосъемки пейзажа
Пейзажную фотографию можно подразделить по периодам фотосъёмки: летняя, зимняя, осенняя, горная, при закате солнца. Эта разделенность обусловлена природными особенностями. К природным особенностям относят: в какое время проводится фотосъе ...

«Голубой» и «Розовый» периоды
В 1900 году Пикассо со своим другом Casagemas уезжает в Париж. Именно там Пабло Пикассо познакомился с творчеством импрессионистов. Его жизнь в это время сопряжена со многими трудностями, а самоубийство его друга Casagemas глубоко подейст ...

Культурные основания научного творчества
Понимание природы научного творчества предполагает учет не только логических, методологических, психологических аспектов научной деятельности, как исследование социальных условий, культурного контекста, на фоне которых данная деятельность ...