Параллельный монтаж заключается в том, что два события, показанные одно за другим, происходят параллельно и связаны между собой сюжетной последовательностью. Основан этот метод на одном из главных достоинств кино, позволяющем фиксировать движение и мгновенно переносить зрителей из одного места действия в другое. Прием параллельного монтажа позволяет раскрыть на экране конфликт, сопровождаемый быстро развивающимся действием. Очень часто этот прием используется в сценах погони, когда, показывая поочередно то преследователя, то преследуемого, автор фильма помогает зрителю наблюдать за развивающимися событиями, сохраняя при этом иллюзию непрерывности действия. Метод параллельности монтажа используется и тогда, когда авторы переносят зрителя из настоящего в прошлое и затем снова возвращают к настоящему. Более сложной разновидностью параллельного монтажа является перекрестный монтаж, когда монтируется несколько (три-четыре) сюжетных линий.
Строящий монтаж основан на том, что подбором материала с помощью монтажа можно вложить совершенно новый смысл, которым до этого материал не обладал. Вс. Пудовкин приводит пример: если последовательно смонтировать три кадра: улыбающееся лицо актера, крупный план револьвера и испуганное лицо того же актера. У зрителя создается впечатление, что этот человек - трус. Если же переставить местами первый и третий кадры, то зритель будет считать поведение актера героическим. Таким образом, хотя фигурировали одни и те же кадры, перестановкой достигнуто изменение их эмоционального воздействия на зрителя
Другим примером строящего монтажа является создание необходимого впечатления показом ряда отдельных деталей, а не всей сцены целиком. Ассоциативный монтаж — монтаж, основанный на особенности восприятия смежных, различных по содержанию кадров с экрана. Пользуясь ассоциативным сопоставлением кадров, можно добиться интересного результата: соединяя совершенно различные по содержанию кадры, можно вложить в сцену новый смысл. Например, на экране показывают хмурый осенний пейзаж с тяжело нависшими тучами. Простым сопоставлением раскрывается душевное состояние героя, его хмурое, тяжелое настроение.
Введение звука значительно расширило и усложнило методы монтажа кинофильмов. Звук позволяет более экономно пользоваться средствами киноповествования и достигать высокого уровня реализма в кино.
Все изложенные методы монтажа находят применение в художественных, или игровых, фильмах. Для драматургии клубных театрализованных представлений концепция монтажного искусства также необычно полезна. В настоящее время художественные коллективы клубов ищут новые и возрождают забытые формы театрализованных представлений. Поэтическое, документальное и философское звучание таких представлений требует от режиссера знания закономерностей использования монтажных способов, с помощью которых режиссер создает в массовых представлениях полнокровный и многогранный мир эстетических ценностей.
При всём разнообразии приемов монтажа, мировоззрения, культурного и политического опыта режиссёрам свойственно и общее - правдивое воссоздание современной действительности, реалистическая направленность, интерес к народной жизни, судьбе простого человека, большая или меньшая степень документализма.
Вывод: обобщая все вышесказанное, необходимо отметить, что в современном искусстве использование монтажа находится в большой зависимости от жанра, творческих устремлений режиссера, избирающего ту или иную форму, прием, соответствовать замыслу режиссера.
Другая информация:
Последние русские годы
Летом 1914 Шагал вернулся в Витебск, где его застало начало первой мировой войны. В 1914-15 годах была создана серия «документов» из семидесяти с лишним работ, написанных на основе натурных впечатлений (портреты, пейзажи, жанровые сцены). ...
История развития импрессионизма
До середины XIX столетия французские живописцы являлись частью системы, испытывая на себе воздействие сложного профессионального института, имевшего отделения по всем основным видам искусства. Вершиной системы считалась Академия изящных и ...
Факторы эффективности межкультурного общения
Во всех мировых культурах присутствуют одни и те же универсалии, которые представляют собой набор общечеловеческих, общегуманитарных базовых ценностей и нравственно-этических норм. Указанные характеристики, исходно формирующие общность ку ...
Меню сайта