Творческое наследие В.А.Товстоногова

Статьи по культуре » Творческое наследие В.А.Товстоногова

Страница 5

Параллельный монтаж заключается в том, что два события, показанные одно за другим, происходят параллельно и связаны между собой сюжетной последовательностью. Основан этот метод на одном из главных достоинств кино, позволяющем фиксировать движение и мгновенно переносить зрителей из одного места действия в другое. Прием параллельного монтажа позволяет раскрыть на экране конфликт, сопровождаемый быстро развивающимся действием. Очень часто этот прием используется в сценах погони, когда, показывая поочередно то преследователя, то преследуемого, автор фильма помогает зрителю наблюдать за развивающимися событиями, сохраняя при этом иллюзию непрерывности действия. Метод параллельности монтажа используется и тогда, когда авторы переносят зрителя из настоящего в прошлое и затем снова возвращают к настоящему. Более сложной разновидностью параллельного монтажа является перекрестный монтаж, когда монтируется несколько (три-четыре) сюжетных линий.

Строящий монтаж основан на том, что подбором материала с помощью монтажа можно вложить совершенно новый смысл, которым до этого материал не обладал. Вс. Пудовкин приводит пример: если последовательно смонтировать три кадра: улыбающееся лицо актера, крупный план револьвера и испуганное лицо того же актера. У зрителя создается впечатление, что этот человек - трус. Если же переставить местами первый и третий кадры, то зритель будет считать поведение актера героическим. Таким образом, хотя фигурировали одни и те же кадры, перестановкой достигнуто изменение их эмоционального воздействия на зрителя

Другим примером строящего монтажа является создание необходимого впечатления показом ряда отдельных деталей, а не всей сцены целиком. Ассоциативный монтаж — монтаж, основанный на особенности восприятия смежных, различных по содержанию кадров с экрана. Пользуясь ассоциативным сопоставлением кадров, можно добиться интересного результата: соединяя совершенно различные по содержанию кадры, можно вложить в сцену новый смысл. Например, на экране показывают хмурый осенний пейзаж с тяжело нависшими тучами. Простым сопоставлением раскрывается душевное состояние героя, его хмурое, тяжелое настроение.

Введение звука значительно расширило и усложнило методы монтажа кинофильмов. Звук позволяет более экономно пользоваться средствами киноповествования и достигать высокого уровня реализма в кино.

Все изложенные методы монтажа находят применение в художественных, или игровых, фильмах. Для драматургии клубных театрализованных представлений концепция монтажного искусства также необычно полезна. В настоящее время художественные коллективы клубов ищут новые и возрождают забытые формы театрализованных представлений. Поэтическое, документальное и философское звучание таких представлений требует от режиссера знания закономерностей использования монтажных способов, с помощью которых режиссер создает в массовых представлениях полнокровный и многогранный мир эстетических ценностей.

При всём разнообразии приемов монтажа, мировоззрения, культурного и политического опыта режиссёрам свойственно и общее - правдивое воссоздание современной действительности, реалистическая направленность, интерес к народной жизни, судьбе простого человека, большая или меньшая степень документализма.

Вывод: обобщая все вышесказанное, необходимо отметить, что в современном искусстве использование монтажа находится в большой зависимости от жанра, творческих устремлений режиссера, избирающего ту или иную форму, прием, соответствовать замыслу режиссера.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Цeли иcкуccтвa
Тeopeтики вo вce вpeмeнa видeли в иcкуccтвe явлeниe, кoтopoму пpиcущи paзличныe, в зaвиcимocти oт кoнкpeтнoй кoнцeпции, функции и cвoйcтвa. Этo нe знaчит, чтo цeли иcкуccтвa ocтaютcя нeяcными, пpocтo cущecтвoвaлo мнoжecтвo paзнooбpaзныx п ...

Художник мироздания
Вопрос, заданный накануне первой мировой войны Францем Марком, одним из наиболее ярких и глубоких мастеров немецкого экспрессионизма, другом и соратником Василия Кандинского по объединению "Синий всадник", так и не получил ответ ...

Демон Лермонтова и демон Врубеля
Между тем Врубель ни по своему душевному складу, ни по мировоззрению не походил на Лермонтова. Но бывают в жизни странные совпадения событий, непостижимые стечения обстоятельств, знаменательных дат. В 1856 году в немецком городе Карлсруэ ...