Культура Малой и Средней Азии периода эллинизма

Статьи по культуре » Эллинистическая культура » Культура Малой и Средней Азии периода эллинизма

Страница 3

Свои керамические изделия, стены домов, панели дворцов правителей, потолки храмов они расписывали удивительно тонко цветами, побегами, листьями, а нередко и стилизованными изображениями диких зверей, птиц, рыб, часто фантастическими.

До того времени, когда в Самарканде вместе с арабскими завоевателями утвердился Ислам, категорически воспрещавший изображение живых существ, самаркандские скульпторы создавали изумительные изваяния людей и животных.

Уже в самых старинных исторических документах и летописях Самарканд прославляется как средоточие научной мысли и культуры. История города связана с именами выдающихся ученых и поэтов Востока — Рудаки, Алишера Навои, Джами, Омар Хайама, и, особенно, вошедшего наравне с Птоломеем, Галилеем, Джордано Бруно, Коперником в историю астрономии мученика науки, выдающегося ученого Улугбека.

На протяжении веков древний город постоянно вовлекался в водоворот бурных событий. Периоды блестящего расцвета науки и культуры, искусства и ремесел сменялись под ударами полудиких, алчных завоевателей полным упадком. Бывали десятилетия, когда Самарканд лишался почти всего населения, но могучие жизненные силы вновь пробивались на поверхность, и город фениксом вставал из пепла и руин.

На основе синтеза местных и заимствованных элементов в 4—3 вв. до н. э. сформировалась самобытная художественная культура Хорезма. В изобразительном искусстве первых вв. н. э. проявились эллинистические влияния, воспринятые при посредстве парфян и кушан. Отличительные черты архитектуры древнего Хорезма — массивность и лаконичность объёмов, скупость наружного декора — обусловлены преобладанием стройматериалов из лёссовой глины (пахса, сырцовый кирпич). Наряду со сводами применялись балочные перекрытия на колоннах. Традиционны каменные базы в форме горшка на 3-ступенчатом квадратном основании. Города, обычно прямоугольные в плане, с регулярной поквартальной застройкой по сторонам осевой улицы, укреплены стенами со стрелковыми галереями и башнями (Кюзели-Гыр). В отдельных кварталах или дворцовых комплексах возводили храмы и святилища с мощёной площадкой для священного огня. Дворцы включали парадные дворы, залы и многочисленные комнаты, соединённые коридорами. Дворец Топрак-Кала был поднят на высокие цоколи (около 15 и 25 метров). Погребальные сооружения представлены башнеобразными постройками с крестовидной планировкой на городище Кюзели-Гыр (5 в. до н. э.) и цилиндрическим храмом-мавзолеем Кой-Крылган-Кала (4—3 вв. до н. э.). Сельские дома, обычно пахсовые, имели жилые и хозяйственные помещения, расположенные по сторонам коридора или дворика.

Живопись и скульптура Хорезма развивались в синтезе с архитектурой, были проникнуты идеями прославления плодоносящих сил природы и обожествления царской власти (Топрак-Кала, глиняные раскрашенные статуи и барельефы, многоцветные росписи минеральными красками). Широко распространены терракотовые статуэтки: богини плодородия, изображенной в традиции переднеазиатской коропластики, фигурки коней, реже встречаются мужские персонажи в «скифской» одежде. В 4—3 вв. до н. э. изготовлялись керамические фляги с барельефами мифологического содержания.

Кушанское царство, несмотря на крупную роль в истории древнего мира, изучено слабо. Общие контуры политической истории Кушанского царства вырисовываются из сообщений китайских и римских авторов и из анализа кушанских монет и немногочисленных надписей. Точная хронология истории Кушанского царства пока не установлена.

Кушанское царство возникло приблизительно на рубеже н. э., спустя более чем сто лет после разгрома Греко-Бактрийского царства кочевниками, образовавшими ряд отдельных княжеств. Одно из таких княжеств в Бактрии, возглавленное племенем или родом кушан, стало ядром Кушанского царства.

Характерной чертой кушанской культуры является тесная связь с городами и распространение урбанизированной культуры в сельской местности.

В кушанской архитектуре, скульптуре и живописи определенное отражение и преломление нашли три художественные традиции. Прежде всего это весьма древние традиции бактрийской культуры с ее большими достижениями в области монументальной архитектуры. Вторым важнейшим компонентом было греческое искусство, глубокие корни которого в Бактрии определялись как значительным числом греко-македонских колонистов, так и проникновением эллинистических традиций в местную среду. Наконец, третьим компонентом было искусство Индии.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Русский стиль в наше время
Русский стиль находит своих продолжателей и в наши дни. Интересным примером тому служит кафе в Смоленске “Русский двор” (дизайнер Елена Козикова) (фото 19, 20). Кафе расположено в самом центре города в парке на Блонье. В просторных и наря ...

Феномен шрамирования и его репрезентация в искусстве как особые интимные отношения с телом
Тело до сих пор остается «активным полем дискуссий и переговоров». Человек, или то, какой(ая) он(она) есть, не всегда соответствует тому, что «снаружи»: иначе говоря, существует проблема совпадения формы и содержания. Иногда для того, что ...

Формальный метод как выдающееся направление в западном искусствознании конца ХIХ – начала ХХ века
Формальный метод - направление в искусствознании, исходящее из положения, что научное изучение искусства должно основываться не на исследовании содержания художественного произведения, а на анализе его формы. В своей основе формальная шко ...