Теоретические взгляды Айвазовского в современной культурной жизни

Статьи по культуре » Теоретические взгляды и художественная практика Айвазовского » Теоретические взгляды Айвазовского в современной культурной жизни

Страница 1

В 1930 году в Феодосии вышла в свет первая книга об И. К. Айвазовском. Ее автор Николай Степанович Барсамов (1892-1976) был первым советским искусствоведом, определившим место И. К. Айвазовского в ряду других русских художников, давшим объективную характеристику творческого наследия мастера.

Много раз об Айвазовском писал Стасов. Со многим он не соглашался в его творчестве. Особенно яростно восставал он против импровизационного метода Айвазовского, против легкости и быстроты, с какой он создавал свои картины. И все же, когда надо было дать общую, объективную оценку искусству Айвазовского, он писал: "Маринист Айвазовский по рождению и по натуре своей был художник совершенно исключительный, живо чувствующий и самостоятельно передающий, быть может, как никто в Европе, воду с ее необычайными красотами".

Жизнь Айвазовского была поглощена огромным творческим трудом. Его творческий путь – это непрерывный процесс совершенствования живописного мастерства. Айвазовский снискал себе славу русского художника и принес русской живописи мировую известность. Русское искусство немыслимо без него, но немыслимо также отрицать, что он сыграл определяющую роль в армянском искусстве. Русские, французские, советские энциклопедии и справочники в один голос отмечают, что он появился на свет в армянской семье. Художник всегда был связан с родным народом, создал многочисленные картины на национальные темы, живо отозвался на армянские погромы 1895 года в Турции.

В многообразных морских пейзажах, составляющих суть его искусства, нашли отражение и присущие натуре Айвазовского мечтательность, эмоциональность и теплая цветовая атмосфера, а кроме того сказочно-символическое мышление и свободная импровизация, то есть именно черты, близкие традициям армянской культуры. Художник и многолетний директор Феодосийской картинной галереи им. Айвазовского Н.Барсамов в последней своей монографии (которая выгодно отличается от прежних его книг) писал: "Айвазовский иногда строил колорит картины на резком противопоставлении основных цветов палитры, чем достигал большой насыщенности и яркости цвета. В его пристрастии к яркому колориту, иногда приобретающему характер острых, пряных, красочных сочетаний, можно видеть врожденную склонность, объяснимую в известной мере происхождением и средой, в которой он вырос. В середине прошлого века это было явление такого же порядка, каким через пятьдесят лет, в начале XX века, было искусство Сарьяна".

Присущее Айвазовскому стремление выразить звучанием цвета животрепещущую идею нашло применение лишь в искусстве нового времени.

В ХХ веке российские художники-маринисты, продолжают развивать традиции мастеров русского пейзажа. Но освоение традиций для наших живописцев — это не механическое повторение того, что уже было создано в прошлом. «Задача современного художника-пейзажиста, — пишет один из ведущих мастеров советского пейзажа Г. Г. Нисский, — передать новое в жизни нашей страны, запечатлеть нашу родину, преображенную трудом советского человека, насытить пейзаж своими чувствами, привнести в произведение отличительные черты нашего времени».

Как правило, современный морской пейзаж проникнут радостным, бодрым мироощущением. Им отмечены работы В. В. Крайнева, В. В. Мешкова, Б. Н. Яковлева, Г. Г. Нисского, крымских живописцев Н. С. Барсамова, П. К. Столяренко, В. А. Соколова, С. Г. Мамчича и др.

Среди произведений советского периода особую группу составляют картины пейзажистов Крыма. Как известно, в Феодосии, где жили и работали И. К. Айвазовский, Л. Ф. Лагорио, А. И. Фесслер, К. Ф. Богаевский, М. П. Латри, М. А. Волошин, сложились свои художественные традиции. На творчестве многих современных крымских живописцев сказалось влияние их выдающихся предшественников. Особенно ощутимо это влияние в ранних работах ряда художников, посещавших студию Н. С. Барсамова, которая находилась при галерее Айвазовского. В дальнейшем эти пейзажисты нашли свой путь в искусстве, создали самобытные произведения. Но с основателями «киммерийского» пейзажа их по-прежнему роднит преданность главной теме — природе Крыма, Черному морю.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Японский национальный характер
Трудолюбие и связанное с ним усердие во всех сферах трудовой деятельности – важнейшая черта японского национального характера. Известно стремление японцев рано (в пятьдесят или в пятьдесят с небольшим лет) удаляться от дел и предаваться ...

Театр-студия Любови Ермолаевой
Театр Любови Ермолаевой начинался со студии, затем стал народным театром, ныне он - муниципальный. В репертуаре театра успешно соседствуют произведения классиков и наших современников. История омского городского театра "Студия" ...

Эдуард Мане
О том, насколько органично сливались в искусстве импрессионистов традиции и новаторство, свидетельствует, прежде всего, творчество выдающегося живописца XIX века Эдуарда Мане (1832-1883 гг.). Правда, сам он никогда не считал себя представ ...