Эволюция форм каталогов от традиционных к электронным

Статьи по культуре » Эволюция форм каталогов от традиционных к электронным

Страница 5

Создание UNIMARC формата привело к решению очень важной проблемы. Теперь не надо создавать специальные программы – конверторы, для перехода с каждого формата на другой и обратно. Достаточно 2 программы, которые конвертируют в UNIMARC и обратно. В 90-х годах был начат крупный проект UseMARCON (User Controlled Generic Converter), координатором которого является Королевская библиотека Голландии. Главная цель проекта – создание единого базового конвертора, который позволил бы конвертировать любой MARC – формат через посредник (UNIMARC) в другой формат семейства MARC. В качестве базовых форматов взяты USMARC, UKMARC, INTERRMARC и UNIMARC.

UNIMARC и USMARC – это довольно сложные форматы представления библиографической информации. Достаточно отметить, что описания библиографической записи в USMARC предусмотрено более 200 полей, а в UNIMARC – 150. Кроме того, имеются подполя (около 25).

Специалисты отмечают, что степень совместимости этих двух форматов составляет 80%. 20% неконвертируемых полей – это поля примечаний и определения тематики.

Самым распространенным сейчас является USMARC (США). Но нельзя забывать, что USMARC постоянно модифицируется. Это связано с появлением новых видов документации, новых носителей информации, усовершенствованием средств и методов технологий, обработки информации, развитием телекоммуникаций и т.д.

Сам библиографический формат устанавливает структуру и содержание библиографической записи. Некоторые форматы устанавливают только структуру. Для установления структуры MARC форматы базируются на «ISO 2709–1981: Форматы для обмена библиографическими данными на магнитной ленте».

В 1991 году опубликован формат для авторитетных записей UNIMARC/AUTHORITIES, который разработан с целью обеспечения библиографических служб возможностью записывать и хранить в одном месте авторитетные формы имен авторов, наименований организаций и т.п. наряду со ссылками от других форм имен и наименований.

Дальнейшее внедрение современных информационных технологий, прежде всего сетевых, раздвинуло рамки видовой структуры ресурсной базы автоматизированного СБО, добавив к электронным каталогам библиотек, локальным БД, CD-ROM и DVD-ROM продуктам целый ряд онлайновых ресурсов справочного характера. В настоящее время по данным обзора мирового рынка информационных продуктов, проведенного в конце 1998 г., более 24 компаний и фирм, обслуживающих библиотечную сферу, создают и распространяют около 44 специализированных онлайновых, Web-based и CD-ROM систем [4, с. 73–74]. Эти системы активно используются при выполнении практически всех видов справок в СБО (тематических, фактографических, адресных, библиографических уточнений и др.). Кроме того, помимо специализированных продуктов может быть выделена особая группа потенциальных источников справочной информации, которые все активнее начинают использоваться в онлайновом СБО. Это веб-сайты универсального и отраслевого характера, создаваемые учреждениями, организациями и фирмами, для которых информационная деятельность (т.е. по сути создание информационных ресурсов) является вторичной по отношению к их основной деятельности: сайты крупных книжных издательств, журналов, газет, новостийных агентств, промышленных корпораций, научных центров, правительственных учреждений, торговых палат, музеев, спортивных клубов и туристических фирм. Все перечисленные сайты доступны пользователям и имеют большие возможности для выполнения оперативных запросов в СБО, в том числе фактографического характера.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация: