Возникновение искусства как особой формы познания

Статьи по культуре » Человек как основная тема и главный предмет искусства » Возникновение искусства как особой формы познания

Страница 2

Так наивная вера в магическую силу слова, в колдовскую способность его воздействовать на мир, приводит к появлению различного рода заклинаний, заговоров.

Конечно, ни заговор, ни заклинание, ни ритуальный танец не могли изменить сущность вещей или естественный ход событий, но они вызывали у людей сильнейшие переживания, оказывая влияние на их чувства.

Искусство, таким образом, было вплетено в трудовую практику, заключало элементы магии, способствовало психоэмоциональной разрядке в напряженной и трудной жизни первобытного человека.

Совершенствование орудий труда, появление и утверждение частной собственности, углубившей общественное разделение труда, стали предпосылкой для выделения и обособления различных форм деятельности. Вследствие разделения общественных отраслей производства товары изготовляются лучше, различные склонности и таланты людей избирают себе соответствующую сферу деятельности.

По мере развития сознания человека, его чувств, которые становились все более человеческими чувствами, позволяя человеку подняться до таких тонких переживаний, как эстетические, не связанные уже с материально-утилитарными, эстетические отношения все более высвобождались из своего подчиненного положения, составив смысл и главное содержание особого вида деятельности, направленного на создание прекрасного — деятельности художественной, в которой создание прекрасного начинает выступать уже как своего рода самоцель.

Таким образом, наряду с потребностями в пище и одежде, жилье и орудиях производства у че­ловека складываются и утверждаются духовные потребности, и в том числе потребности художественные, приводящие к возникновению эмоционально окрашенных стремлении к их удовлетворению.

Удовлетворением этих художественно-эстетических потребностей человека и становится художественно-эстетическая деятельность, состоящая как в создании, так и в эстетическом восприятии предметов, имеющих художе­ственную ценность.

Ставшее наиболее полным и концентрированным выражением духовно-практического освоения мира, искусство чутко реагировало на изменение требований общества изменением своего характера и содержания. Обратившись за конкретным примером такого взаимо­отражения к поэтическому искусству, мы увидим, что на смену самым древним его формам - заговорам, заклина­ниям, трудовым песням при­ходит фольклор, это первое, уже относительно оформившееся поэтическое явление.

Значимость для человека некоторых сторон и явлений действительности, определяемая в процессе его жизнедеятельности, закрепляется в фольклоре созда­нием определенных эмоционально-образных стереотипов.

Так, например, для создания образа красавицы давался почти обязательный набор таких клише: красна девица, уста сахарные, щеки румяные и т. д., через которые выражалось устойчивое народное представление о красоте как, прежде всего о здоровье, означающем пригодность девушки для трудовой жизни. Можно отметить, что, упоминая косу, стать, походку и даже речь, фольклорные образы не содержат упоминания о глазах (которые считаются зеркалом души). Очевидно, для фольклорных образов характерна определенная наивно-прагматическая установка в воспроизведении жизни связанная, с отсутствием внимания к психологическим деталям.

Интересно отменить в этой связи, что постоянство народных представлений дававших чёткие очертания сущности людей и явлений, без смешивания доброго и дурного, обнаруживает определенное родство с непосредственностью детского восприятия. Авторы любимых у детей и юношества книг о Робин Гуде, Айвенго или Ассоль дают достаточно однозначные очертания характеров своих героев, четко поляризуя добро и зло: очевидно, такая определен­ность выглядит для детского восприятия естественней и по­нятной, чем неоднозначные, противоречивые характеры героев Достоевского или Толстого.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Зрелый период творчества
«Ночной дозор» завершает раннюю фазу в творческом развитии Рембрандта. С 40-х годов начинается период зрелости. В мировосприятии происходит перелом. Бурная динамика, патетика, зрелищность – все, что было связано с противоречивыми поисками ...

В.В. Стасов. Последние годы жизни К.П. Брюллова и его значение для искусства
При жизни Карла Брюллова оценка его творчества была вполне единодушной, и никто не сомневался в подлинном значении наследия мастера. Но, начиная с 60-х годов XIX века, наступил резкий перелом. Слава Брюллова начала меркнуть. Для некоторых ...

Мальта
Старинные цвета мальтийского флага – красный и белый – обязаны своим происхождением норманнскому князю Рожеру, высадившемуся на отровах в начале XI в. Это были его родовые, традиционные цвета. Такое же сочетание цветов имел и рыцарский ор ...