Житийная иконография Исидора Блаженного

Статьи по культуре » Церковь Исидора Блаженного » Житийная иконография Исидора Блаженного

Страница 4

В последней двенадцатой композиции на переднем плане представлен блаженный Исидор в гробу, к которому прильнул человек, надо полагать, получающий исцеление. За гробом - священник, читающий молитву по книге, рядом с ним - диакон. Справа и слева от них - группы людей. На заднем плане - узнаваемое изображение церкви Вознесения с ее шатровой колокольней. Так изображено чудо исцеления больного, страдавшего "очною и главною болезнию".

Таким образом, стенопись церкви Вознесения подробно, хотя и не всесторонне отражает текст жития блаженного Исидора. Нельзя не отметить, что составители иконографической программы стенописи исключили из нее все эпизоды гонений и поруганий, которые, согласно житию, испытал святой от жителей Ростова.

Благодаря работе А. Израилева нам известно содержание клейм уже упоминавшейся житийной иконы блаженного Исидора, находившейся в посвященном ему приделе церкви Вознесения. Икона имела тринадцать клейм. Первые шесть клейм по содержанию совпадали с первыми шестью композициями стенописи. Седьмое клеймо изображало сюжет "Блаженный Исидор попроси пития и изгнан бысть из княжеского дому", а восьмое - "Святый Исидор принесенную из Киева просфору подает святителю". Восьмое клеймо иконы соответствовало седьмой композиции росписи, а эпизод изгнания святого из дома князя был пропущен. Следующие клейма иконы, с девятого по тринадцатое, по содержанию полностью соответствуют: восьмой-двенадцатой композициям росписи.

По-видимому, существовала иконографическая связь между житийной иконой блаженного Исидора, упоминаемой А. Израилевым, и житийным циклом церковной росписи.

Для понимания житийного цикла в росписях церкви Вознесения важно указать еще на один источник формирования иконографии. Речь идет о стенописи церкви Иоанна Богослова (1683) Ростовского архиерейского двора ("кремля"). Именно от этого фрескового ансамбля унаследованы две характерные черты житийного цикла блаженного Исидора. Первая - он существует не сам по себе, а в сочетании с расположенным выше евангельским циклом, вторая - в иконографической и смысловой перекличке между некоторыми композициями обоих циклов. Так, композиция спасения тонущего ростовского купца иконографически близка сцене хождения Иисуса Христа по водам. Надо полагать, создатели иконографической программы росписи церкви Вознесения такой перекличкой выразили важнейшую составляющую подвига юродивого Исидора, которую можно определить как следование Христу.

Страницы: 1 2 3 4 

Другая информация:

Практическое применение А. Риглем принципа историзма и теории «Художественной воли» на примере анализа его работ
Как уже говорилось выше, А. Ригль обладал огромным творческим потенциалом и великолепной эрудицией, которую он непрестанно развивал. Это и позволило ему в 1886-1897 годах руководить отделом тканей в Музее искусства и промышленности, где у ...

Список необходимых материалов и оборудования
Реквизит 1. Плазменная панель. 2 шт. 2. Колонки. 4 шт. 3. Микширный пульт. 1 шт. 4. Усилитель. 1 шт. 5. Акустические колонки. 2 шт. 6. Соединительные шнуры. 12 шт. 7. ...

Каменные фонари
Каменные фонари Японских садов берут свое начало от ритуальных курительниц благовоний, помещаемых перед залом Будды. Однако, вероятно, прообразом каменных фонарей были сосуды, в которых китайские императоры приносили жертву небу. Фонарь ...