Суть этой главы в следующем: однажды ростовский князь повелел архиерею молитву сотворить "о себе и всем дому своем" и пригласил его на обед со всем клиром. После литургии до прихода архиерея в дом князя явился блаженный Исидор и попросил у княжеского "приставника" пить. Но тот прогнал его "хоулными словесы оукоряя". Святой ушел, славя Бога и "ничтоже зла помышляше в себе. Бог ж[е] паче прояви оугодника своего", сведя князя и архиерея на обеде. Когда настало время подавать "питие", приставники ничего не нашли ни в одном сосуде. Тогда князю рассказали о появлении перед обедом Исидора. Князь же в великой печали и "недоумении бывшу", и по всему граду искали блаженного и не смогли найти. И уже обед приходил к концу, "и князю печалию паче же и срамом одержиму". Тогда появился Исидор и вручил просфору архиерею. И, как бы юродствуя, сказал, что получил ее сейчас от митрополита в Киеве. Тут же сосуды в доме князя вновь наполнились "питием". Именно этот последний эпизод и отражен в рассматриваемой композиции. Надо полагать, кроме Исидора, архиерея и прислужников на переднем плане справа показан ростовский князь, а рядом с архиереем - представитель клира.
В восьмой композиции изображено преставление Исидора. В правой части композиции посреди своей кущи из ветвей показан лежащий на спине со скрещенными на груди руками блаженный. Слева - четверо ростовских жителей, которые обнаружили его тело, выше - в облаках - два ангела, несущие на небо душу блаженного в виде младенца. Соответствующий фрагмент жития отражен здесь довольно точно. Вот лишь один пример: "С[вя]тая же его и непорочная д[у]ша с[вя]тыми анг[е]лы носима на н[е]б[е]са".
В девятой композиции представлено погребение Исидора. На переднем плане в массивном гробу изображен блаженный в белых одеждах, на втором плане - священники, читающие молитвы, за ними - множество людей. На заднем плане видны условно изображенные храмы и другие городские строения.
В десятой композиции отражено "Чюдо с[вя]т[о]го о прозвитере, д[е]рзнувшем извещенее приати о с[вя]тем телеси его". На переднем плане перед храмом показан священник, роющий землю лопатой, рядом - он же, упавший на спину. На заднем плане - городские строения. В соответствующем фрагменте жития говорится о том, что некий священник, служивший при церкви Вознесения, воздвигнутой над захоронением Исидора, захотел увидеть, в каком состоянии пребывают мощи святого. Но лишь только он начал копать землю, некая божественная сила отринула его "от гроба с[вя]таго". При этом священник стал нем и "расслаблен". По прошествии многих часов он "взирает очима к гробу с[вя]т[о]го молит: "О блаженный Исидоре помилуй мя . И тотчас прощение приемлет от с[вя]т[о]го".
В одиннадцатой композиции на переднем плане мы видим гроб, в котором покоится блаженный Исидор. Слева человек в странной позе, очевидно, это - исцеляемый у гробницы святого. На втором плане - священник, читающий по книге молитву, диакон и еще какой-то человек. На заднем плане различные строения, среди которых выделяется храм, напоминающий церковь Вознесения. Очевидно, здесь представлено чудо исцеления некоего жителя "веси градо того глаголемыя Соли от многаго пьяньства изступившу ему оума".
Другая информация:
Праздник поминовения усопших
Главным весенним праздником является праздник «Цинмин», то есть праздник «чистого света», отмечающийся спустя 105 дней после зимнего солнцестояния (5-6 апреля по новому стилю).
Праздник «Цинмин» – это одновременно и печальный, и жизнеутв ...
Понятие и структура художественной культуры
Художественная культура занимает особое место как в системе культуры в целом, так и в духовной культуре. Обычно понятие «художественная культура» отождествляется с искусством. И это не случайно: искусство – центральный и системообразующий ...
Возвращение «Великого Карла» в Россию и его дальнейшее творчество
Несмотря на шумный успех «Помпеи» Брюллов не спеши возвращаться в Петербург. Лишь после категорического предписания Академии он начал собираться в путь. Одно обстоятельство помогло ему не только продолжить пребывание за границей, но и уви ...


Меню сайта