Внешний вид храма

Страница 1

Храм Вознесения - один из древнейших в Ростове. При возведении валов - оборонных сооружений - церковь бережно сохранили, окружив насыпью. Поэтому в своем названии она и получила приставку в валах. Внутри церкви имеется доска, на которой написано: "церковь эта поставлена по велению Иоанна Грозного на средства государевой казны в 1556 году, а строил ее мастер Андрей Малой.

В московском зодчестве это, пожалуй, один из первых известных случаев, когда на стене памятника помещена вкладная доска с именем зодчего. Андрей Малой - известный зодчий, государев мастер, много работавший в Москве. В Ростове им уже был выстроен в 1555 году Богоявленский собор Авраамиева монастыря - один из первых храмов нового асимметричного, многокупольного типа. Государев мастер хорошо знал архитектуру московских посадских храмов начала 16 века.

Возведенная им церковь является еще одной интересной репликой храмов этого типа – со свободным внутренним пространством, без столбов, перекрытым крестчатым сводом.

Крестчатый свод является русским изобретением; его конструкция строится на том, что четыре цилиндрических свода, соответствующие наружным, наиболее высоким частям стен, разрезают сомкнутый свод в направлении с севера на юг и с востока на запад. На их пересечении ставится световой барабан с главой. Крестчатый свод обусловливает почти квадратный план помещения и сложную по рисунку трехлопастную крышу.

Андрей Малой последовательно осуществил эту схему в церкви Исидора Блаженного. Такие церкви строились в течение первой половины 16 века, как утверждение догмата церкви о главенстве креста.

Храм Вознесения - один из последних сооружений, выстроенных в данном стиле, но вместе с тем вся постройка выполнена на столь высоком уровне, что Андрей Малой должен быть причислен к ведущим зодчим своего времени. Храм, по существу, очень скромен, но производит по-своему монументальное впечатление, так как его глава пропорционально меньше, чем его широкие трехлопастные арки, которыми заканчивается каждый фасад.

Фасад разделен на три прясла лопатками, из них средняя шире и выше боковых и завершена килевидной аркой, а боковые - полуарками. Такое трехлопастное очертание каждой стены придает всему сооружению устремленность вверх, еще более усиленное крупным барабаном с куполом и крестом. Решение северного и южного фасадов одинаково: портал несложного профиля и окно над ним подчеркивают ось симметрии. С востока к четверику храма примыкают три апсиды, невысокие, и, как обычно в ростовских памятниках, сильно выступающие вперед. С севера, запада и юга имелись входы, обрамленные кирпичными тесаными порталами изящного и строгого рисунка.

В наружных пропорциях храма соблюдается принцип золотого сечения, соотношение же внутренних размеров тоже не случайно. Крестчатый свод храма будто осеняет крестом молящихся.

В XVII - XIX вв. церковь подверглась переделкам. Вместо трехлопастных закомар появилось восьмискатное покрытие. В XVII веке с запада была пристроена трапезная. В 1770 г. с юга пристроен придел св. Исидора Блаженного. Примерно в то же время была изменена форма купола церкви. В XIX веке появилась колокольня.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Познавательная функция
Важной функцией культуры является также познавательная (гносеологическая) функция. Культура концентрирует в себе опыт и навыки множества поколений людей, накапливает богатые знания о мире и тем самым создает благоприятные возможности для ...

Одиночные растения для японского сада
- Сосна горная «Мини Мопс» (Pinus mugo «Mini Mops») - Сосна горная «Мопс» (Pinus mugo «Mops») - Сосна веймутова «Радиата» (Pinus strobes «Radiata») - Можжевельник казацкий (Juniperus Sabina «Variegata») ...

Сценическая обработка русских народных костюмов
Русская народная одежда является замечательным наследием культуры прошлого. В течение многих веков искусством неизвестных умельцев создавались народные костюмы, редкие по красоте и гармонии. Многообразные по своему покрою, они отличались ...