Творческие поиски

Страница 1

В творческих поисках ответа на животрепещущие вопросы современного бытия оказываются задействованными самые разные подходы, методы, традиции проникновения в сущность явлений. Это и естественно-технические изыскания, и синергетика, вбирающая в себя достижения естественных и социально-гуманитарных наук, и философские, социальные, психологические, педагогические науки, и, как ни странно звучит, мистика.

В мистике освобождается человек от его подавленности природным миром. Самая сильная сторона большой части оккультных учений – это учение о космичности человека, это познание большого человека. Только мистики хорошо понимали, что происходящее в человеке имеет мировое значение и отпечатывается на космосе. Знали они, что душевные стихии человека космичны, что в человеке можно открыть все наслоения мира, весь состав мира. Мистика всегда противоположна тому психологизму, который видит в человеке замкнутое пространство, дробную часть мира. Человек не дробная часть вселенной, не осколок её, а целая малая вселенная, включающая все качества вселенной большой, отпечатывающаяся на ней и на себе её отпечатывающаяся на ней и на себе её отпечатывающая. Свой вклад в решение проблем гуманизации творческой деятельности вносят и представители естественных, физико-математических, технических наук, многое сделавшие для развития атомной энергетики, освоения космоса, кибернетики, синергетики, информатизации общества. Они раньше и острее других почувствовали опасность технократизма, абсолютизации информатики, необходимость возрождения идеалов гуманизма и духовности.

Больших успехов добиваются ныне государства, которые заботятся о раскрытии творческих способностей человека, об их формировании и реализации, соответствующим образом направляя деятельность семьи, системы образования и всех социальных институтов общества. Именно такие государства нерациональному расхищению традиционных видов энергии, бездумному древнему идеалу потребительства, которое является своеобразной моделью самоедства и разрушения, противопоставляют силу Разума, Духа творчества, любви, способность гармонизации отношений с окружающей средой.

Механистически-технократическому рационализму сегодня противостоит быстро развивающаяся синергетика (теория саморазвития), представленная такими именами, как И. Пригожин, И. Стенгерс, Г. Хакен, Е.Н. Князева и др. Суть ее в попытке преодолеть представления о жестоко детерминированном, линейном развитии сложно организованных систем. Главное – не навязывать им пути развития, а способствовать их собственным тенденциям организации. Синергетика может пролить свет на многие существенные вопросы, касающиеся творческого взаимодействия общества и человека. Это взаимодействие состоит из двух составляющих – детерминированная, обусловленная заранее известными обстоятельствами регуляции, управление; вторая – саморегуляция, саморазвитие, зависящее от вероятностных законов, делающих возможным альтернативу выбор, порождающих неожиданные решения.

Согласно синергетике, существует возможность строить формы социальной организации не методом слепого оборота, многократных проб и ошибок, не уповать на постепенное развитие общества, а резонансно возбуждать надлежащие формы социальной организации. Как живая природа научилась многократно сокращать время выхода на нужные структуры посредством матричного дублирования – ДНК, так необходимо свернуть в десятки, в сотни раз длительный и многотрудный путь эволюции в обществе.

Условием перестройки социальной среды является изменению социально-психологического климата общества. Смысл в мир вносит не только человек, человеческая культура, но и сама природа. От научной рациональности, понятой как техника овладения природой, подчинения природных сил важно перейти к сотворчеству. Возвышение человека возможно лишь в рамках возвышения природы, детищем которой и является человек, обладающий способностью понимания. А это Разум, чувство, душа, открытость человека всему новому. В развитии такого творческого мышления огромную роль играет интуиция. Синергетика рассматривает интуицию как «самодостраивание», как «резонансное возбуждение творчества». Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов пишут: «… самодостраивание дано нам как великий подарок природы, многократно сокращающий тщетные попытки, многочисленные инферны, зло, неудачные усилия и пробы. Как только в ходе блужданий по полю неоднозначных путей эволюции произошло событие выпадения на определенную структуру – аттрактор, то все само достроится, организуется, проявится, напишется и т.д.». Озарение, вдохновения, интуиция представляются как пульсация сверхсознания над сознанием.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Творческий метод в произведениях В.М. Васнецова
Определяя суть творческих достижений Васнецова, несомненно, что художник является провозвестником многих начинаний, новых идей и веяний, коренным образом изменивших лицо русского искусства конца XIX - начала XX века. Именно он первым отва ...

Малевич и Клюн
В школе Рерберга Малевич встретился с Иваном Васильевичем Клюнковым (1873- 1943) , известным в истории русского искусства под псевдонимом Клюн. В первые московские годы именно он был ключевой фигурой для будущего авангардиста. Знакомство ...

Леонардо да Винчи
Творчество Леонардо да Винчи (1452—1519), его гениальные находки являются связующим звеном между ранним и Высоким Возрождением и глубоко симптоматично, что он, как никто другой, оказался во всеоружии высших достижений материальной и духов ...