Одно из самых революционных достижений в живописи этого времени принадлежит дунайской школе, которая известная также под названием «Дунайская живопись» или «Дунайский стиль», которая обозначила последнюю фазу развития позднеготической живописи в Австрии и Баварии в период 1500-1530 гг.
Школа существовала и развивалась на территории Южной Германии; центром этого развития была Дунайская долина - от Регенсбурга до Пассау и Вены.
Теодор фон Фриммель первым употребивший этот термин писал в 1892: «Живопись XVI века в районах прилегающих к Дунаю обнаруживает сходные черты, которые отличают ее от живописи той же эпохи остальных немецких земель и оправдывают название «Дунайский стиль».
К ней относился в раннем периоде своего творчества Л. Кранах, а также Л.Хубер, признанным же ее главой был Альбрехт Альтдорфер. Ему принадлежит приоритет в формировании пейзажного жанра. Именно художники дунайской школы первыми начали рисовать природу, найдя ее поэтичной саму по себе, а так же для мастеров этой школы характерна нетрадиционная трактовка христианских и других сюжетов, помещаемых в роскошное пейзажное окружение.
Произведения мастеров Дунайской школы, решительно порвавших со средневековой ремесленной традицией, отличаются свободой художественной фантазии, яркой эмоциональностью, своеобразной романтичностью, пантеистическим восприятием природы, лесного или речного пейзажа, интересом к сказочно-легендарной окраске сюжета; они выделяются также динамичной, порывистой манерой письма (иногда мелкими мазками), острой выразительностью рисунка, интенсивностью цветовых решений.
«Дунайский стиль» вообще характеризуется очень своеобразным подходом к пейзажу и растительному миру. Интерес, проявляемый школой к пейзажу ни в коей мере не сравним с тем, какое внимание уделялось ему в это время итальянцами. Пейзаж в Дунайской школе расценивается не как часть пространства с расположенными в нем фигурами, а как некая среда воспроизводящая определенное почти романтическое состояние души.
Мир растений выступает как созидательная сила, а человеческое тело, как и растения и деревья которым оно уподобляется, органично сливается с жизнью своими многочисленными корнями. Стремление к ракурсам заимствованное Пахером у Мантеньи и приводившее подчас к ошибкам в пропорциях человеческого тела позволяло, тем не менее, гармонично вписать аморфные фигуры в пейзаж. Архитектурные декорации также подвергшиеся итальянскому влиянию не отличаются особой строгостью форм; наоборот им присущи многочисленные самопроизвольные и изящные разломы.
Именно поэтому архитектурные сооружения в картинах мастеров Дунайской школы часто изображены в виде руин скрывающихся в густой листве.
Дунайский стиль Альбрехта Альтдорфера необыкновенно живописен благодаря не только характерной насыщенности цветовой гаммы, но и передаче атмосферы. Этим объясняется его особая любовь к гравюрам, их техника была наиболее благоприятной для выражения таких поисков.
Своим поэтическим восприятием природы, воплощенным то в лирических, то в мощных величаво-космических образах, Альтдорфер внес большой вклад в становление пейзажного жанра в Европе (Вид в Дунайской долине. 1516. Старая Пинакотека, Мюнхен; Пейзаж с деревом. Ок.1522. Акварель, Гравюрный кабинет. Берлин-Далем).
В культуре Возрождения в Германии исключительно важная роль принадлежала искусству. Конец XV — начало XVI в. стали периодом недолговременного, но блистательного расцвета немецкой ренессансной живописи и графики, которые в значительно большей мере, чем в Италии, сохраняли связь с традициями готики, но дали художественные достижения мирового значения.
Другая информация:
Творчество мастера в период революции. Термидорианский переворот
В Салоне 1789 года, открытие которого состоялось в атмосфере революционного напряжения, внимание всех приковывает картина Давида, выставленная под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил своих двух сыно ...
Интегративная функция культуры
Интегративная функция культуры близка к коммуникативной: культура объединяет народы, социальные группы и государства, т.е. любые социальные общности. В основе единства таких групп лежат: общий язык, единая система ценностей и идеалов, а о ...
Нравственные основы формирования экологической
культуры личности
Как уже отмечалось выше, развитие научно-технического процесса привело людей к нарушению ими той критической грани в отношении общества к природе, когда это отношение ухудшает, а в перспективе может и полностью уничтожить природные услови ...
Меню сайта