Достижение конгруэнтности в ходе реализации теоретической модели

Страница 1

Поскольку фундаментальным понятием при построении модели создания гармоничной предметной среды становится «конгруэнтность», в начале главы можно привести схему, иллюстрирующую связь этого термина с остальными понятиями, необходимыми для работы.

Достижение конгруэнтности возможно двумя способами:

увеличение уровня потребности, позволяющее личности реализоваться более полно;

разрешение конфликта между потребностями, направленными в разные стороны.

И то, и другое происходит через изменение веса потребностей в существующей структуре впечатлений и активации новых, приводящих к изменению структуры.

Устранение блокирующих потребностей

Как уже было сказано выше, каждая потребность обладает определенным направлением движения. В случае если одновременно активируются потребности, направления которых противоположны, происходит торможение деятельности человека. Эту ситуацию можно проиллюстрировать отрывком из сказки про Буратино, который не мог сделать выбор между школой и цирком. В сторону школы выбор мальчика направлял новый букварь, но в цирк зазывали радостные голоса и музыка, и Буратино остановился. Потребности, которые активировали букварь и музыка, были одинаковы по весу и противоположны по направлению, это привело Буратино к обострению конфликта с собой. Каждая ситуация активирует определенное количество потребностей, которые направлены либо в одну сторону, либо в противоположные. Чем больше потребностей направлены в одну сторону, тем интенсивнее происходит действие и, наоборот, чем больше потребностей направлены в противоположную сторону, тем ниже энергетический фон производимых действий.

Рис. 13. Блокирование деятельности человека

Для поиска путей устранения такого конфликта рассмотрим три рисунка. На первом рисунке воспроизводится противоречивость мира. Солнце и луна, которые являются противоположными по смыслу предметами, провоцируют конфликт в сознании зрителя. На втором между солнцем и луной изображается «человек», который усиливает это противоречие. Можно посчитать, что Солнце и Луна указывают на положительные и отрицательные качества в человеке. В этом случае для понимания рисунка требуется постоянная смена смысловой структуры – происходит разделение его смыслового пространства. На третьем рисунке появляется Земля, которая объединяет противоположные смыслы в один более общий. Получается, что планета является предметом, устраняющим конфликт в рассматриваемой ситуации.

Рис. 14. Усиление и устранение конфликта

Таким образом, временно абстрагировавшись от веса той или иной потребности, можно сказать о трех возможных вариантах воздействия проектируемого предмета на структуру впечатления:

предмет существенно не меняет амбивалентности потребностей,

предмет усиливает конфликт потребностей, разнонаправлено существующих в человеке,

предмет разрешает конфликт, переключая структуру впечатления и давая разнонаправленным потребностям более широкое основание для удовлетворения.

Увеличение уровня потребностей

Еще раз вернемся к тому, что повышение уровня потребности средствами дизайна возможно и необходимо: уровень потребности напрямую связан с широтой реализации личности. Чем выше потребность, тем полнее реализуется личность, чем ниже, тем уже происходит ее реализация. Здесь можно возвратиться к аналогии с открытым и закрытым краном. Повышение уровня потребности можно уподобить переключению человека с закрытого крана на открытый. Более полное проживание ситуации приносит большую реализацию человека.

Рис. 15. Деформация личности, вызванная интенсивной реализацией потребностей низкого уровня

Деструктивный процесс реализации потребностей низкого уровня происходит в том случае, если потребности, находящиеся в области впечатления инициируют высокую степень деятельности человека, когда одна часть человека реализуется, а другая находится в заблокированном состоянии. В этот момент происходит деформация человека – уменьшение его до объема интенсивно реализуемой потребности, например, маниакальное увлечение марками, похудением или игровыми автоматами; в такой ситуации мир человека сужается до того, что он делает. Стереотипы, возникающие в процессе интенсивной реализации потребностей низкого уровня, укрепляются, равно как и связи между ними, создавая жесткий каркас, который мешает человеку развиваться. Обнаружить стимул, приводящий к изменению такого рода стереотипа, чрезвычайно сложно, к тому же, человек будет «закрываться» от него.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Культура и искусство
Разнообразные культурные события находят свое блестящее воплощение на Коста дель Соль. Музыка является важной частью всех мероприятий, где зачастую можно насладиться живыми представлениями самых известных артистов. Знамениты Фестивали Фла ...

Истоки христианства на Руси
Сведения о проповеди христианства в Поднепровье восходят к I веку н. э. и в преданиях связаны с именем Андрея Первозванного. Апо­стол, якобы поставил крест на месте будущего Киева, предсказав, что тут возникнет “град велик”. В источниках ...

Первый римский период
« . известность Микеланджело стала такова, что он тут же был вызван в Рим, где по договоренности с кардиналом св. Георгия пробыл у него около года, но никаких заказов от него не получая, так как в этих искусствах тот смыслил мало. В это ...