Психолого-педагогические особенности младших школьников

Статьи по культуре » Художественная культура в работе библиотек с младшими школьниками » Психолого-педагогические особенности младших школьников

Страница 1

В развитии ребенка одно из важных мест наряду с развивающими играми, общением с природой, музыкальным образованием занимает чтение. Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивают речь, память, воображение. Книги в чтении детей выполняют следующие функции:

Детская книга как коммуникативный ресурс. В лице книги ребенок получает адаптивного и комфортного для него коммуниканта, который не оттолкнет, не обидит и не обманет. Книга всегда способна разомкнуть детское одиночество, давая возможность диалога с героями, автором. Кроме того, общаясь с книгой, ребенок набирает ресурс для непосредственного общения: растет и совершенствуется его словарный запас, лингвистическая культура, нарабатывается репертуар тем и знаниевых ресурсов для общения со сверстниками и взрослыми.

Книга для детей - важный ресурс самопознания и психокоррекции. Читая о разных трудных жизнях и судьбах, сопереживая героям, то сравнивая, то отождествляя себя с ними, ребенок начинает лучше понимать себя и других, получает возможность корректировать свои жизненные установки. Одновременно книга способствует и эмоциональному высвобождению: противоречивые порой эмоции детей приобретают определенную форму и смысл под воздействием художественной реальности.

Эстетическая и креативная функции чтения. Книга способна пробудить в ребенке чувство прекрасного, воспитывает его зрение, высвечивая в реальности чудесное многообразие подробностей и оттенков, возбуждая, в свою очередь, собственную творческую энергию детей, желание жить по законам красоты. Это пробуждение творческих реакций очень важно для ощущения детьми жизненной перспективы в собственных глазах [24].

Обозначим психолого-педагогические основы литературно-творческих способностей младших школьников. Художественно-творческая деятельность проявляется как одаренность в музыкальных способностях ребенка, и в способности к актерскому мастерству, к изобразительной деятельности, и литературному творчеству и т.д. Художественно-творческая одаренность проявляется, прежде всего, как подчеркивают психологи, в нестандартном видении мира, нешаблонном мышлении.

Психологической основой литературно-творческих способностей, как и всех остальных способностей к художественному творчеству, является особое отношение человека к миру. Под литературно-творческими способностями детей большинство ученых понимают формирование способности мыслить словесно-художественными фразами. Если читатель не представляет себе то, о чем читает, если у него не возникает никаких ассоциаций с собственным жизненным или читательским опытом, у него не возникает чувства эмоционального отношения к читаемому, то тогда такое чтение не является полноценным, и при таком чтении не может быть никакого литературного и общего развития [20].

Психолог Л. Выготский выделяет следующие характерные черты детского творчества. Ими являются: комбинированная фантазия; эмоциональный подход, искренность чувств; отражение переживаний, вызванных жизненными ситуациями, переработка впечатлений; несовершенство, вызванное отставанием письменной речи от устной [20, с.46].

Литературное творчество детей традиционно воспринимается и оценивается взрослыми, главным образом, с точки зрения того объективного значения, которое оно имеет для развития и воспитания ребенка. Оно неразрывно связано с духовным развитием личности. Поэтому процесс развития литературно-творческих способностей следует рассматривать как средство формирования духовно богатой личности, ориентированной на широкое общение с искусством и возможность индивидуального самоутверждения и самореализации [12].

Побуждение ребенка к литературному творчеству ведет к развитию читательских способностей ребенка. «От маленького писателя к большому читателю» - так многие представляют себе этот путь.

Многие специалисты утверждают, что литературное творчество – яркое непосредственное вначале, иссякает, исчезает по мере взросления у большинства детей, если не создавать особые психолого-педагогические условия для его развития [16]. Опыт экспериментально-педагогической работы показывает, что все дети обладают достаточными предпосылками для развития литературно-творческих способностей, но уровень этих способностей и умений неодинаков. Дети, у которых обнаруживаются склонности к литературному творчеству, нуждаются в психологической поддержке и одобрении со стороны родителей, руководителей детским чтением, друзей и сверстников. Эта мысль, многократно акцентируемая в литературе, требует к себе внимания библиотекарей.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Творческий метод Дж. Б. Тьеполо
В сложившейся обстановке расцветает искусство многих мастеров того времени, но, пожалуй, величайшим из них следует считать творчество Джованни Батиста Тьеполо (1696—1770), заканчивающее историю великой венецианской и, строго говоря, всей ...

Спектакли музейных предметов на примере музея В. Маяковского
Каждая система коммуникации имеет свои специфические средства, которые способны осуществлять передачу и прием информации. Более того, исключительность применяемых средств и позволяет, собственно, той или иной системе сохранять самостоятел ...

Сценография в практике. Визуальное восприятие
Посвящена исследованию одного из основных моментов, организующих художественную целостность театрального произведения. В этой главе дан анализ материала пространственного решения спектакля, его особенностей в структурном строении сценичес ...