Психолого-педагогические особенности младших школьников

Статьи по культуре » Художественная культура в работе библиотек с младшими школьниками » Психолого-педагогические особенности младших школьников

Страница 1

В развитии ребенка одно из важных мест наряду с развивающими играми, общением с природой, музыкальным образованием занимает чтение. Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивают речь, память, воображение. Книги в чтении детей выполняют следующие функции: У нас вы можете купить приводы для ворот недорого в интернет-магазине video-cctv.ru

Детская книга как коммуникативный ресурс. В лице книги ребенок получает адаптивного и комфортного для него коммуниканта, который не оттолкнет, не обидит и не обманет. Книга всегда способна разомкнуть детское одиночество, давая возможность диалога с героями, автором. Кроме того, общаясь с книгой, ребенок набирает ресурс для непосредственного общения: растет и совершенствуется его словарный запас, лингвистическая культура, нарабатывается репертуар тем и знаниевых ресурсов для общения со сверстниками и взрослыми.

Книга для детей - важный ресурс самопознания и психокоррекции. Читая о разных трудных жизнях и судьбах, сопереживая героям, то сравнивая, то отождествляя себя с ними, ребенок начинает лучше понимать себя и других, получает возможность корректировать свои жизненные установки. Одновременно книга способствует и эмоциональному высвобождению: противоречивые порой эмоции детей приобретают определенную форму и смысл под воздействием художественной реальности.

Эстетическая и креативная функции чтения. Книга способна пробудить в ребенке чувство прекрасного, воспитывает его зрение, высвечивая в реальности чудесное многообразие подробностей и оттенков, возбуждая, в свою очередь, собственную творческую энергию детей, желание жить по законам красоты. Это пробуждение творческих реакций очень важно для ощущения детьми жизненной перспективы в собственных глазах [24].

Обозначим психолого-педагогические основы литературно-творческих способностей младших школьников. Художественно-творческая деятельность проявляется как одаренность в музыкальных способностях ребенка, и в способности к актерскому мастерству, к изобразительной деятельности, и литературному творчеству и т.д. Художественно-творческая одаренность проявляется, прежде всего, как подчеркивают психологи, в нестандартном видении мира, нешаблонном мышлении.

Психологической основой литературно-творческих способностей, как и всех остальных способностей к художественному творчеству, является особое отношение человека к миру. Под литературно-творческими способностями детей большинство ученых понимают формирование способности мыслить словесно-художественными фразами. Если читатель не представляет себе то, о чем читает, если у него не возникает никаких ассоциаций с собственным жизненным или читательским опытом, у него не возникает чувства эмоционального отношения к читаемому, то тогда такое чтение не является полноценным, и при таком чтении не может быть никакого литературного и общего развития [20].

Психолог Л. Выготский выделяет следующие характерные черты детского творчества. Ими являются: комбинированная фантазия; эмоциональный подход, искренность чувств; отражение переживаний, вызванных жизненными ситуациями, переработка впечатлений; несовершенство, вызванное отставанием письменной речи от устной [20, с.46].

Литературное творчество детей традиционно воспринимается и оценивается взрослыми, главным образом, с точки зрения того объективного значения, которое оно имеет для развития и воспитания ребенка. Оно неразрывно связано с духовным развитием личности. Поэтому процесс развития литературно-творческих способностей следует рассматривать как средство формирования духовно богатой личности, ориентированной на широкое общение с искусством и возможность индивидуального самоутверждения и самореализации [12].

Побуждение ребенка к литературному творчеству ведет к развитию читательских способностей ребенка. «От маленького писателя к большому читателю» - так многие представляют себе этот путь.

Многие специалисты утверждают, что литературное творчество – яркое непосредственное вначале, иссякает, исчезает по мере взросления у большинства детей, если не создавать особые психолого-педагогические условия для его развития [16]. Опыт экспериментально-педагогической работы показывает, что все дети обладают достаточными предпосылками для развития литературно-творческих способностей, но уровень этих способностей и умений неодинаков. Дети, у которых обнаруживаются склонности к литературному творчеству, нуждаются в психологической поддержке и одобрении со стороны родителей, руководителей детским чтением, друзей и сверстников. Эта мысль, многократно акцентируемая в литературе, требует к себе внимания библиотекарей.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Последовательность выполнения работы
Чернолощение является очень сложной и древней техникой. Работа с глиной, особенно в этой технике непредсказуема, очень многое зависит от обжига. Но также является интересной, в ней всегда есть место экспериментам и бесценный опыт накоплен ...

«Шекспировский вопрос»
Практически разрыв с непосредственно шек­спировской традицией выразился в потере ру­кописей, рассеянии биографических сведений, что. позднее оказалось благодатной почвой для возникновения вопроса о принадлежности Шек­спиру шекспировских с ...

Символизм
Это направление в развитии художественной культуры было общеевропейским, однако именно в России символизм обрел глубокий философский смысл, выраженный в великих произведениях литературы. Русский символизм сформировался в 90-е годы и полу ...