Материальная культура первобытных людей

Статьи по культуре » Характерные черты древних форм культуры » Материальная культура первобытных людей

Страница 1

Для верхнего палеолита характерно наличие разнообразных по форме, более совершенных по обработке и специализированных по назначению орудий труда, знаменующих собой скачок в развитии производительных сил.

Отделка орудий труда стала более совершенной, так как теперь улучшилась и техника ритуала. С силой нажимался концом упругой костяной палочки или кремневым отжимом на край камня, люди быстро скалывали одну за другой длинные и узкие чешуйки камня.

Появилась новая техника изготовления пластин – они скалывали не с дисковидного, как раньше, а с призматического по форме нуклеуса (гальки).

Стало другим и направление ударов, которыми отделялись пластины. Теперь они направлялись не наклонно, а вертикально, от одного конца нуклеуса к другому. Это позволило резко расширить ассортимент мелких каменных орудий.

На стоянках верхнего палеолита находят резцы, скребки, тесла, ножи, прополки, острые наконечники копий, острог, дротиков, копьеметалки, гарпуны, иглы с ушками, костяные жезлы с отверстиями (известные по названием «жезлы вождей») – приспособления для выпрямления древка дротиков, ножей, стрел.

Основным оружием охотников стало копьё. Основным материалом служил кремень. Некоторые орудия для удобства и усиления действия снабжались оправами и рукоятками. Рукоять к кремню привязывали. Материалом, заменявшим верёвки, скорее всего, была нарезанная тонкими полосами кожа, но абсолютно точно сказать невозможно – не сохранилось ни кусочка кожи, так же как и дерева, остался только камень.

Ученые обнаружили немало свидетельств того, что в период верхнего палеолита люди применяли различные, в том числе и механически действующие ловушки и западни для добычи животных. Это ямы-ловушки с вбитыми в дно заострёнными копьями, ловчие изгороди и даже сети.

Очень многое для представления о жизни человека в те далекие времена дают поселения, открытые археологами.

Конечно, в горных местностях с развитым карстом люди продолжали использовать под жилища пещеры. Но и там пещер было меньше, чем людей. Так что люди селились и на открытой местности.

Древние люди строили землянки, как правило, большого размера, рассчитанные на несколько десятков человек.

Большие землянки отапливались сразу несколькими очагами. Топливом служили дрова и кости животных. В крыше оставлялось отверстие для циркуляции воздуха и вывода дыма. Если стенки землянки были глубокими, их укрепляли жердями. Жердями же укреплялся и потолок. По мере увеличения рода к жилищу делались пристройки или рядом ставились небольшие землянки. Строились и наземные жилища.

Все пристройки к большому жилищу или отдельно стоящие землянки занимались людьми. Некоторые использовались для хранения запасов пищи – сушеного, вяленого, мороженого мяса, жира и сала в летках из шкур животных.

Судя по обилию в каменном инвентаре верхнепалеолитических стоянок шильцев и иголок, в том числе и иголок с ушками, люди к тому времени изобрели шитьё. Иголки изготавливали из кости, в качестве ниток использовали специально обработанные сухожилия или растительные волокна.

Шитьё, конечно, было грубым, но одежда из выделанных шкур животных защищала людей от сурового климата.

Найдена единственная статуэтка женщины не обнаженной, а в костюме, сильно напоминающем меховой комбинезон с капюшоном. Трудно сказать, была ли вся одежда древних людей подобна описанному образу. Но, безусловно, похожа на него. В жилище же люди, судя по всему, предпочитали находиться обнаженными или полуобнаженными.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Независимые цивилизации
А. Не относящиеся к другим: Центральноамериканская Андская Не аффилированные другими: Шумеро-аккадская Египетская Эгейская Индская Китайская Аффилированные другими (первая группа): Сирийская (Шумеро-аккадской, Египетской ...

Основа японского сада - камни и вода
Камни в японском саду имитируют горы и положительную мужскую силу Ян, а вода - ее быстрые реки, тихие озера - символизирует отрицательную, темную, но мягкую женскую силу Инь. Согласно древнему космогоническому дуализму, их вечное противос ...

Праздник поминовения усопших
Главным весенним праздником является праздник «Цинмин», то есть праздник «чистого света», отмечающийся спустя 105 дней после зимнего солнцестояния (5-6 апреля по новому стилю). Праздник «Цинмин» – это одновременно и печальный, и жизнеутв ...