Французское кино в 30-50-е гг. XX в

Статьи по культуре » Французское кино в 30-50-е гг. XX в

Страница 3

Еще один известный фильм Дювивье "Славная компания". В этом фильме несколько безработных на деньги, выигранные в лотерею, создают кооперативное предприятие - кабачок в одном из парижских предместий. Но предприятие распадается. Развязка фильма несколько двусмысленна. Можно заключить из нее, что или рабочие не способны создать свое счастье и благополучие в рамках данного общества, или, наоборот, не общество, а сама судьба обрекает на неудачу любую, даже самую добросовестную попытку действовать коллективно. Весьма трудно здесь сделать определенный вывод, тем более что Дювивье дал эту развязку только в варианте, показанном изысканной публике Елисейских полей, народным кинозалам он показал другую, оптимистичную версию. Фильм "Славная компания", как и "Преступление г-на Ланжа", выступал в защиту прав человека.

В "Лепе Ле Моко", поставленном Дювивье в 1936 г. по детективному роману Роже д' Ашельбе, главный герой опять выброшен жизнью за борт. Эта картина самое живое и сильное из произведений Дювивье, точно повторяет некоторые приемы знаменитого "лица со шрамом" Говарда Хоукса. Но это не помешало Дювивье сохранить оригинальность. Он обновляет сюжет и образы героев, перенося действие в Казбу. Французская школа совершила весьма знаменательную эволюцию. Война в Испании встревожила многие умы; люди переходили от больших надежд к полному скептицизму, душевной усталости. Мрачная безнадежность пронизывает большинство французских картин после 1937г. Чувство бренности всех вещей, взгляд на человеческую жизнь как на неотвратимый процесс угасания и деградации характеризуют фильмы, поставленные Дювивье в конце 30-х годов, таких как "Бальная записная книжка" (19З7) и "Конец дня" (1939). "Герой дня" (1936), "Призрачная повозка" (1939), "Большой вальс" (1938) - богато поставленные в Голливуде не знаменовали ничего значительного в творчестве Дювивье. И только "Конец дня" представлял собой нечто оригинальное. В сценарии Спаака и Дювивье спасительные "отъезды" стали уже невозможными, смерть или полное физическое крушение на каждом шагу подстерегали героев этого фильма. Немая, мрачная тревога пронизывает весь фильм. Уверенный профессионализм режиссера и сценаристов, прекрасный состав исполнителей, каждый из которых получает роль как раз по своей мерке, - все это позволяет, и сейчас смотреть эти фильмы как живые произведения искусства. Однако развиваемые в них поэтические темы лишены первоначальной силы и свежести. В них господствуют настроения примиренности с неизбежным.

Должен был прийти другой художник, который, переживая тему судьбы как тему жизни, отдал бы ей все силы души и страсти. Таким художником стал Марсель Карне.

Марсель Карне был человеком нового поколения. Ему было всего пять лет, когда началась первая мировая война, и девять, когда она закончилась. Он был ровесником ХХ века. Его духовное формирование произошло в годы, когда одно десятилетие, послевоенное, переходило в другое - предвоенное. Карне был выросшим между двумя войнами. Он дышал воздухом, насыщенным растущей тревогой. Свой первый самостоятельный фильм (не считая любительских упражнений в юности) ему удалось поставить в возрасте 27 лет, а свои признанные шедевры - "Набережная туманов" и "День начинается" - он создал, еще не достигнув 30-летнего рубежа, сохранив требовательный максимализм молодости.

Восприняв основные темы и мотивы от своего учителя Жака Фейдера, Карне придал им новое звучание. Он выразил настроения и чувства своего поколения, которые он ощущал особенно остро.

Придет время, и Марсель Карне покажет, что ни скромные добродетели, такие как честность и трудолюбие, ни героические качества такие, как отвага и непреклонность, не могут спасти человека от катастрофы. Его фильмы 30-х годов - это попытка художественно выразить и осмыслить тревожные предчувствия своего времени, - даже если сознательно он об этом и не помышлял. Карне, бывший ранее киножурналистом, документалистом, ассистентом у Р. Клера и Фейдера, дебютировал в 1936г. как режиссер в фильме "Жени". Эта мрачная натуралистическая мелодрама с очень условной интригой обладала известной ценностью лишь благодаря высокому качеству диалогов, правдивой передаче образов и таланту молодого режиссера. Вслед за этим полупровалом последовал триумф - "Набережная туманов" 1938.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другая информация:

Рене Магрид. Творческий путь художника
Рене Франсуа Жислен Магритт родился в бельгийском городке Лесинь в семье коммерсанта. В 1916 году Магритт поступает в Академию изящных искусств в Брюсселе, и уже через три года знакомится с Пьером Буржуа, который открывает для него футури ...

Формальный метод как выдающееся направление в западном искусствознании конца ХIХ – начала ХХ века
Формальный метод - направление в искусствознании, исходящее из положения, что научное изучение искусства должно основываться не на исследовании содержания художественного произведения, а на анализе его формы. В своей основе формальная шко ...

Организация планирования и финансирования расходов на учреждения культуры и искусства
В настоящее время Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ финансирует федеральные учреждения и организации. Их перечень определяется правительством РФ. В него входят библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую ку ...