Французское кино в 30-50-е гг. XX в

Статьи по культуре » Французское кино в 30-50-е гг. XX в

Страница 4

В "Набережной туманов" (1938) комедийный покров отброшен. Драма заявляет о себе с первых же кадров, звучит тема судьбы.

Отводя постоянно адресуемый ему упрек в пессимизме, Карне говорил, что его героям дано несколько часов идеальной любви, идеального счастья. Это все, что может предоставить художник своим героям, - несколько часов счастья, вырванных у судьбы на пороге неотвратимой гибели. Дело, однако, в том, что эти мгновения счастья в фильмах Карне стоят целой жизни, ибо они взяты с бою и, как моментальная вспышка, высвечивают человеческую сущность персонажей. Это то, что можно назвать "моментом истины", когда раскрывается самое сокровенное в героях. И то, что их чистоте и цельности нет места в подлом мире, предопределяет неизбежность гибельной развязки. В фильмах Карне сквозь сюжетные перипетии прокладывает себе путь трагическая неизбежность. Она-то и является скрытой стороной его экранного мира, 'секретом" его поэтического реализма.

Для Карне любовь - это единственная безусловная ценность. Подлинная любовь чиста, ибо она не терпит сделок и компромиссов. Она требует полной самоотдачи. Она проводит разграничительную черту между влюбленными - и миром подлецов. Но такая любовь трагически обречена: против нее ополчаются все темные силы. Герои в фильмах Карне любят себе на погибель. Но и себе во спасение .

Море как манящая и гибельная стихия, как путь к невозможному бегству - один из лейтмотивов французского кино 30-х-годов. В "Набережной туманов" она варьируется на разные лады. Бежать, уплыть на одном из кораблей, стоящих у причала, - об этом мечтают, к этому стремятся. В открытое море уплывает, чтобы никогда не вернуться.

Герой "Набережной туманов" дезертировал из армии, так как не хотел больше убивать, но пришел к тому, от чего бежал. Главный сюжетный ход фильма имеет форму кольца, или точнее, спирали: в своем круговом движении он возносит героя к трагической развязке. Другие темы и мотивы также тяготеют к повторности, к возвратам.

В "Набережной туманов" Карне и Превер все же различают добро и зло. Добрые люди становятся преступниками чисто случайно, в результате возбуждения или страсти. Злые - наделены всеми пороками, прежде всего трусостью, плутовством, алчностью. В жизни негодяи всегда одерживают верх; поражение - удел порядочных людей.

Как поэтический лейтмотив проходит через фильм тема потерявшейся собачонки. Эта собачья трагедия повторяет трагедию людей. Кадры, изображающие бездомную собаку, бегущую в тумане по пустынному шоссе, начинают и завершают фильм, берут его в рамку. Почти каждый образ многозначен, это клубок ассоциаций, который можно разматывать до бесконечности.

В "Набережной туманов" чувство физической, бытовой, психологической реальности уживается с ощущением какой-то призрачности происходящего. Туманная атмосфера размывает контуры предметов, обволакивает дымкой пейзажи городских окраин и пустырей. В зыбком, обманном мире только герой Габена - несомненная реальность, человек, тождественный самому себе. Вот почему его смерть - не только его личная гибель, это крушение мира, из которого уходит Человек. Остаются призраки, пляшущие в тумане над гнилым болотом. Фильм "Набережная туманов" имел огромный успех. Такого же успеха Карне пытался добиться в "Северном отеле", но ему это не удалось.

"День начинается" (1939) превосходит "Набережную туманов" с первых же кадров, как бы уточняя то, что было в ней лишь намечено. Герой фильма совершил преступление и его преследует полиция. Он не уйдет от своей судьбы. Окруженный в какой-то комнатушке он может убежать лишь в свои воспоминания. Только смерть осветит его бунт против несправедливости человеческой жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другая информация:

Три стадии супрематизма
Представленные на выставке «0,10» полотна геометрического абстрактивизма носили сложные, развернутые названия - и не только потому, что Малевичу не разрешили назвать их "супрематизм". Перечислю часть из них: «Живописный реализм ...

Творческий метод Дж. Б. Тьеполо
В сложившейся обстановке расцветает искусство многих мастеров того времени, но, пожалуй, величайшим из них следует считать творчество Джованни Батиста Тьеполо (1696—1770), заканчивающее историю великой венецианской и, строго говоря, всей ...

Творчество Рафаэля Санти
Творчество Рафаэля Санти всей своей сутью связано с духовной культурой Возрождения, где воплощались идеалы гуманизма, красоты. Рафаэль, как великий мастер, интересен искусствоведам и историкам искусства, его эпохе посвящена обширная иссле ...