Французское кино в 30-50-е гг. XX в

Статьи по культуре » Французское кино в 30-50-е гг. XX в

Страница 7

Столь же серьезной причиной застоя 1947-1957 гг. является экспансия Голливуда. В 1946 году договор о демонстрации американских фильмов во Франции вошел в пакет соглашений о торговле между двумя странами.26 мая 1946 года этот документ подписали госсекретарь США - Джеймс Бирнс и министр иностранных дел Франции ЛеонБлюм. За французскими фильмами закреплялось лишь 25% экранного времени. Это означало сокращение трети персонала киностудий и фактический отказ от расширения национального кинопроизводства.16 августа 1948 года соглашение "Блюм-Бирнс" было, заменено новым - "Парижским", по которому прокат французских фильмов увеличивался на 25%, однако Голливуд постоянно превышал установленную квоту. Существенную роль играла и политика продюсеров, которые целиком полагались на коммерческие стереотипы и считали дурным тоном проявление индивидуальности постановщика. Только самые авторитетные мастера могли претендовать на личный почерк и имели право на эксперимент. Однако вынужденный отказ от актуальных тем, ориентация на камерность заставляли их искать вдохновение в тематике "золотого века" кино Франции, обращаться к стилизации, идеализировать мир и благополучие "прекрасной эпохи" (начало XX века). Старшее поколение не смогло вывести из кризиса созданное им кино. Ориентация на добротного ремесленника и коммерческие стереотипы затрудняли приток новых сил. Главную роль в разрыве с традициями 30-х сыграли политическое давление и суровость цензуры, как показывает пример трех видных мастеров, участников Сопротивления: Жана Гремийона, K. Отан-Лара, Л. Дакена.

С началом Второй мировой войны Францию покинули Жан Ренуар, Рене Клер, Жюльен. Дювивье. Первым вернулся Жюльен Дювивье (1896-1967). Уже в 1946 году он выпустил "Панику". Публика холодно приняла картину. Затем Дювивье выступает в самых разных жанрах. Среди его лучших работ этого времени прошедшие незаметно "Царство Небесное" (1949), "Под небом Парижа" (1951) и "Именины Генриетты" (1952). Холодный прием ожидал и "Марианну моей юности" (1955). Коммерческие же работы Дювивье приветствовали и публика и специалисты; наибольшей популярностью пользовался "Мирок дона Камилло" (1952) - не без остроумия и блеска рассказ о передовом священнике, объявившем "войну" отсталому мэруитальянской деревушки и "Дьявол и десять заповедей" (1962), где Дювивье пытается использовать конструкцию таких фильмов, как "Бальная записная книжка" (1937) или "Сказки Манхэттена" (1942). К числу шедевров напряженной интриги, психологических наблюдений и афористического диалога, отличавших Дювивье в "Бальной записной книжке"; или в "Конце дня" (1939), можно отнести лишь психологическую драму-расследование "Мари-октябрь" (1959).

Атмосфера послевоенной Франции оказалась неблагоприятной и для Марселя Карне (1909-1996). Еще до завершения съемок фильма "Врата ночи" (1946) на художника посыпались обвинения в строптивости, в несоблюдении финансовой дисциплины, в архаичности. Публику уведомили, что фильм обошелся в четыре раза дороже любой французской ленты 1946 года. Страна тогда соблюдала режим строгой экономии. Бесспорно, "Врата ночи" не поднимаются до уровняклассических работ режиссера. К тому же фильм просто запоздал: французская критика объявила устаревшим "поэтический реализм" 30-х годов и потому не захотела увидеть того нового, что появилось в поэтике Карне - Превера во "Вратах ночи". Уже в годы оккупации Карне и Превер вносят коррективы в фаталистическую модель общества и человека. Во "Вратах ночи" Карне пытается сделать следующий шаг, вписывая новую модель мира в живую и достоверную атмосферу послевоенного Парижа. Как всегда в фильмах Карне, Диего суждено стать рыцарем героини, которую преследует мир пошлости, морального уродства и насилия. Однако соотношение персонажей и логика конфликта по сравнению с прошлым существенно изменились: во "Вратах ночи" мир зла обретает социальную конкретность. Фактически осуждение в фильме коллаборационизма и послужило главной причиной травли фильма в неустойчивой атмосфере Парижа 1946 года.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Другая информация:

Местные истоки авангарда
Для коллекционеров дощукинского времени: для мамонтовых, морозовых, не говоря уже о русских аристократах более раннего времени, приобретавших произведения зарубежных мастеров, западное искусство – это хотя и близкое, но, тем не менее, дру ...

Праздники Кантабрии
Места контрастов, где зеленые долины соседствуют с горными вершинами и синей водой. Гербы на воротах старинных особняков напоминают о гордом прошлом, а в долинах, спрятанных между горными массивами, жизнь проходит мирно и спокойно, как и ...

«Зимние песни»- Цикл для смешанного хора посвящается Рижскому камерному хору
Как и в цикле «Осенние песни», пейзаж, изобразительность слиты здесь с психологическим состоянием. Подтекст рождается благодаря сложному, даже парадоксальному соотношению слова и музыки. В стихотворении А. Жигулина «Белые метели» в центр ...