Осуществление проекта

Отправной точкой в создании художественного проекта экспозиции явилась идея о «единстве» природы и человека в древности, выражавшемся, прежде всего, в определяющем влиянии природного ландшафта, климата на материальную и духовную культуру. Она получила архитектурно – художественное воплощение путем создания особым образом организованного экспозиционного пространства. В стены зала были встроены ниши, в пространство зала – «выступающие из стен» стелы с прилегающими к ним снизу витринами. В результате, образовались три экспозиционных поля. На плоскости стен разместились четыре фотопанорамы с изображением ландшафтов, являющихся вмещающими для памятников поочередно эпох камня, бронзы, раннего железа, средневековья и олицетворяющие природу как место обитания человека. Фотопанорамы призваны нести как важную информационную нагрузку, являясь объектом апелляции экскурсовода, так и эмоциональный настрой, они создают иллюзию расширения пространства, погружения в него, но что для нас не менее важно – дают представление о естественной среде бытования археологических предметов. спирея грефшейм

Еще одно экспозиционное поле – ниши, «прорезающие» фотоизображения. В них мы реконструируем образ «человека прошлого» с помощью в одном случае археологических предметов, в другом – научно – вспомогательных материалов.

Археологические артефакты располагаются в малых нишах и в витринах нескольких типов, примыкающих к стелам, на фоне цвета, определенного особо для каждой эпохи, сопровождаются этикетками с полной информацией о памятнике. Тип витрин зависит от размера и характера экспонатов. Предметы предстают перед зрителем сами по себе, в так называемом «чистом виде». Такой принцип показа объясняется стремлением к тому, чтобы ничто не мешало их эстетическому восприятию.

В нишах больших размеров, примыкающих к стелам, экспонируются научно – вспомогательные материалы, воспроизводящие наше представление о прошлом, основанное на достижениях современной археологии. Выбранные материалы призваны свидетельствовать об уровне развития цивилизаций прошлого – технологиях, коммуникациях, потреблении, распределении, состоянии общественного разделения труда, религиозных верованиях, погребальных обрядах, мировоззрении и др. Эти характеристики позволяют видеть общество как сложную целостность. С другой стороны без них посетитель не сможет понять, какими смыслами могли наделять древние утилитарные предметы.

Материалы подобного плана размещаются и на стелах, предназначенных, как уже было сказано выше, также для демонстрации деятельности людей. Стел в зале всего четыре, что соответствует четырем эпохам древности – камню, бронзе, раннему железу, средневековью.

Мы стремились к тому, чтобы посетителю предельно ясен был ход нашей мысли, чтобы, рассматривая, он усваивал информацию с легкостью. Поэтому присвоили археологическим эпохам вещественные символы – яркие артефакты, прочно связанные в нашем сознании с определенным периодом древней истории, и разместили их в верхней части стел на баннерах, имитирующих растянутые шкуры животных, указав рядом датировку.

«Шкур», как и стел, – четыре. Эпоху камня представляют археологические находки, показанные на баннере с двух сторон. В качестве символа палеолита и мезолита выступает древнейшее из найденных на территории Челябинской области каменное орудие. Символ эпох неолита и энеолита – неолитический керамический сосуд, обнаруженный на глубине 40 м в озере Увильды. Две антропоморфные каменные скульптуры, датирующиеся бронзовым веком, демонстрируются в качестве вещественных символов этого времени; короткий бронзовый кинжал – акинак – раннего железного века. И, наконец, эпоху средневековья символизируют угорская бронзовая «личина» и кыпчакское каменное изваяние, размещенные на противоположных сторонах баннера, как яркие артефакты, принадлежащие основным группам народов, населявших край в то время.

Под каждым из вещественных символов располагается соответствующий хронологический раздел экспозиции.

Представляя собой единое целое и оформленная в едином стиле, экспозиция ни в одной из точек зала не видна посетителю целиком. Т.о., зритель открывает «новое» не только в фигуральном, но и в буквальном смысле. К примеру, реконструкция захоронения эпохи бронзы «спрятана» за стелой и предстает перед посетителями неожиданно, всякий раз, неизменно вызывая их бурную реакцию.

Другая информация:

Особенности формирования русской культуры
Становление и развитие русской культуры - это длительный процесс. Известно, что корни и истоки любой культуры уходят в столь далекие времена, что определить их с необходимой для знания точностью невозможно. Сказанное относится ко всем ку ...

Иcтopия иcкуccтвa
Пo тpудoвoй тeopии, в пepвoбытнoм oбщecтвe иcкуccтвo зapoждaeтcя c видoм Homo sapiens кaк cпocoб чeлoвeчecкoй дeятeлънocти для peшeния пpaктичecкиx зaдaч. Вoзникнув в эпoxу cpeднeгo пaлeoлитa, пepвoбытнoe иcкуccтвo дocтиглo pacцвeтa в вep ...

Особенности становления и развития ислама
Ислам – самая молодая из мировых религий, возникшая в VI веке в Аравии на перекрестке культур и цивилизаций Востока и Запада. В исламе получили дальнейшее развитие идеи единобожия (монотеизма) и пророческих миссий, свойственные христианст ...