Путь к славе

Страница 1

Архип Иванович Куинджи родился в Мариуполе. Предки Куинджи проживали в предгорной части Крыма в районе Бахчисарая. Всё детство и юность художника прошли на территории современной Украины, которая, в свою очередь, не оставила его равнодушным. В десятилетнем возрасте Архип Иванович начал работать, но впоследствии по совету Аморетти отправился в Феодосию к знаменитому живописцу Айвазовскому. Куинджи сразу поразили красоты города, омываемого изумрудным морем. Проведя там некоторое время он перебрался в Одессу. Все это время Куинжди не расставался с кистями и в 1866 году он решает поехать в Санкт-Петербург для поступления в Академию Художеств. Однако ему это не удалось.

В 1868 году он решает получить звание свободного художника, выставив на конкурс картину « Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма. Картина написана со всем старанием и со всей любовью на мотив родной ему южной природы помогла ему обрести желаемое звание. Получив в 1870 году диплом, удостоверяющий присвоение ему звания неклассного художника, Куинджи написал несколько картин от которых, по словам Репина, все были в восторге. Так началось восхождение живописца. Принимая эстетическую программу передовой творческой организации художников, Куинджи дебютировал на выставке Товарищества в 1874 году с пейзажем «Забытая деревня», полным глубоко социального смысла. Картина была воспринята тогда как произведение, отражающее общественно значимую тему крестьянской жизни. Судя по небольшому подготовительному рисунку, сделанному, очевидно, по натуре, можно считать, образ отображенный в пейзаже возник у художника из личных впечатлений, оставленных родным краем.

В 1875 году Куинджи на 4-ой Передвижной выставке демонстрирует картину «Чумацкий трактат в Мариуполе». Полотно пронизано тем же смыслом и эмоциями что и «Забытая деревня». Плавные переходы света и тени скрывают оттенок трагичности и придают пейзажу сочувствующее настроение. Вытянутый по горизонтали формат полотна и удачно сложившаяся композиция с медженно движущимся по дороге обозом обостряет впечатление от обобщенно раскрытой, взятой из жизни темы. Автор пишет картину весьма реалистично: серое небо, грязные обозы, унылые люди . Но в ней нет ни малейшего пренебрежения к происходящему. Колея уходит от первого плана картины вглубь, а низкая точка зрения делает зрителя как бы участником происходящего, вводит его в картину, где он, как и ее герой, должен не любоваться неким «видом», а ощутить на себе всю огромность и безрадостность пространства. Всеволод Гаршин об этой картине писал: « .гразяь невылазная, дождь, мокрые волы и не менее мокрые хохлы, мокрый пес, усердно воющий у дороги о дурной погоде. Всё это как-то щемит за сердце.» Возможно, в этот момент в Куинджи говорила горечь разлуки с родным краем. «Чумацкий тракт в Мариуполе» следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений.

Продолжая работать над украинским пейзажем, художник все чаще и чаще обращается теперь к избранию таких мотивов, которые способны пробудить у зрителя чувство красоты и величия природы родины. Его искусство преобретает положительные идеалы и оптимистические нотки в сюжете.

В 1876 году на 5-ой Передвижной выставке Куинджи показал картину, которая действительно потрясла общественность. И вновь с обращением к родным местам. Манин в своей монографии назвал картину «Украинская ночь» «непозволительно роскошной». Газеты писали, что этот пейзаж совершенно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи. И это действительно было так - настолько необычной, и, в то же время, до крайности правдивой казалась куинджевская картина с ее темно-синим глубочайшим небом, стройными тополями, лунным светом на стенах хат, величаво-недвижным покоем, тишиной южной ночи и одиноким огоньком, теплящимся в окошке. Обычный, не выдающийся образ Куинджи изобразил так, что смотря на картину зритель может услышать звуки той самой украинской ночи. При всей лаконичности и скупости деталей деревенского пейзажа картина казалась воплощением красоты украинской природы и ее почти сказочного очарования, вызванного волшебством лунного света. Живописец передал чувственное восприятие южной летней ночи, с невиданной для своего времени смелостью, обобщая цвет и упрощая форму. «Украинская ночь» явилась каким-то новым художественным откровением. Критики поражались умением художника усиливать краски натуры, контрастно сопоставлять освещенные и затемненные участки. Появился даже термин "куинджевское пятно". Художники стремились разгадать секрет его цветовых эффектов.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Русский стиль
Какой он на самом деле, русский стиль? Можно ли его поднять до высот итальянского дизайна? И как сделать стильным русский интерьер, чтобы он не был похож на иллюстрацию из детской сказки? Суровые избы Севера и изящные московские особняки; ...

Клод Моне
Одним из мастеров импрессионизма был великий художник Клод Моне (1840-1926 гг.). С его именем нередко связывают такие достижения этого живописного метода, как передачу неуловимых переходных состояний освещения, вибрацию света и воздуха, и ...

Образ лошади в модернестском направлении на примере картины «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина
Использование образа лошади в современном искусстве рассмотрим на примере полотна Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня». Это самая известная картина художника, написанная в 1912 году, стала этапной для художника и принесла ему м ...