Движущие и блокирующие потребности

Страница 1

Используя разрабатываемую модель проектирования, проектировщик в большей степени будет работать не с ситуацией, а с потребностями человека. Чем полнее его представление о них, тем более адекватен результат проекта. Учитывая динамическую картину психики человека, помимо веса потребностей необходимо говорить об их направленности. Дифференциацию можно начать с того, что любая потребность способна выполнять две функции – быть движущей либо блокирующей по отношению к действиям человека. Движущая потребность – это та, которая стимулирует деятельность. Соответственно, блокирующая потребность останавливает деятельность.

Если вес показывает степень несоответствия в человеке, то направление потребностей – место, где это несоответствие существует. То есть, направление потребностей связано со степенью активности человека в его отношениях с предметным миром.

Картина диалектических взаимодействий блокирующих и движущих потребностей довольно разнообразна, и мы не ставим задачей разработку какой-либо типологии.

Блокирующая потребность может трансформироваться в движущую в случае, когда благодаря особенностям ситуации она оказывается связанной с потребностями более высокого уровня, в контексте которых она проявляется. Наоборот, движущая потребность превращается в блокирующую по мере нарастания удовлетворенности человека, а также в случае появления в структуре впечатления того или иного предмета, обладающего более высоким весом и активирующая другие потребности.

Если блокирующей выступает потребность более низкого уровня, то она препятствует удовлетворению потребности более высокого уровня.

На смену «амплуа» потребности оказывает влияние изменение ситуации, приводящее ко взгляду на предмет как бы со стороны и необходимости его оценки глазами другого человека.

Здесь играют роль длительность и характер эволюции отношения человека к вещи. Приобретение и привыкание порождают разные эмоции и, соответственно, влияют на направленность потребностей. Все приведенные примеры доказывают необходимость для проектировщика представлять картину потребностей индивида как динамичную и способную к изменениям.

Решение конкретных задач происходит с двух сторон: за счет изменения направления потребностей, и за счет изменения веса потребностей.

Два приема работы при решении конкретных задач:

переключить направление потребности, превращая ее из блокирующей в движущую;

«выместить» блокирующую потребность движущей.

Оба метода работают по одному принципу – с помощью предмета проектировщик уменьшает вес блокирующих потребностей и увеличивает вес движущих.

Блокирующие потребности – это те потребности, которые останавливают движение человека. Все активированные потребности можно считать движущими или блокирующими, важно то, что по отношению друг к другу они противоположны, а какие в результате будут движущими, а какие блокирующими это определяет проектировщик, руководствуясь задачами, поставленными перед ним в техническом задании.

Проявление синтеза свойств потребностей

Через потребность высокого веса происходит активация потребностей более низкого, при этом активированные потребности могут носить разнонаправленный характер.

Проблема принятия решения для осуществления деятельности является одной из причин противоречий для человека, а, следовательно, и причиной неконгруэнтности. Проблема принятия решения осложняется путаницей величины потребностей разных уровней. Чем выше уровень потребности, тем более широкое влияние она имеет на человека в различных ситуациях, и наоборот низкий уровень потребности, являясь проекцией потребностей высокого уровня, влияют на узкий круг ситуаций, которые зачастую не повторяются вовсе. Проблема в том, что вес высокой и низкой потребности ощущается субъектом одинаково. Потребность в развитии семьи обладает меньшим весом, чем потребность в удаче, когда человек проигрывает все семейные сбережения в игровом автомате. Причем подсознательно человек понимает либо чувствует разницу между уровнями, осознавая, что семья значительно более важный фактор, чем виртуальная удача. Однако разум не в состоянии предъявить человеку всю широту влияния семьи на его жизнь, из-за ограниченности своего объема и из-за интенсивности стимулов, которые повышают вес низких потребностей, вымещая из сознания потребности высокого уровня и направляя деятельность.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Историческая картина второй половины XIX века
С середины XIX века русское изобразительное искусство, вдохновляемое идеями революционно- демократической мысли, вступает во все более тесные и сложные взаимоотношения с действительностью. Общественный подъем благотворно сказывался на все ...

Культура Греции конца 4 -1 вв. до н. э
В результате походов Александра Македонского возникла держава, охватывавшая Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Малую Азию, Египет, всю Переднюю, южные районы Средней и часть Центральной Азии до нижнего течения Инда. Впервые в ...

Практическое применение А. Риглем принципа историзма и теории «Художественной воли» на примере анализа его работ
Как уже говорилось выше, А. Ригль обладал огромным творческим потенциалом и великолепной эрудицией, которую он непрестанно развивал. Это и позволило ему в 1886-1897 годах руководить отделом тканей в Музее искусства и промышленности, где у ...