Усадьба демьяново в XVIII - начале XX века

Страница 2

В наше время иконостас и внутренняя отделка утрачены.

И.Г. Наумов умер в 1798 году. Его могила находится на Демьяновском кладбище. Был он женат на княжне Варваре Алексеевне Голицыной. Их дочь Мария Ивановна стала наследницей имения. Она вышла замуж за Александра Яковлевича Римского-Корсакова, который был камергером при Екатерине II.

Мария Ивановна была хороша собой, " .умна, приветлива и великая мастерица устраивать праздники ." праздники она устраивала в Москве в своем доме, а в усадьбе совсем не жила. В Демьяново жил ее муж - А.Я. Римский-Корсаков, который там и умер. За время владения усадьбой Римскими-Корсаковыми господский дом становится трехэтажным.

В 1807 году имение покупает А.А. Полторацкая. Дочь ее Варвара Марковна в 1804 году вышла замуж за Дмитрия Борисовича Мертваго. Д.Б. Мертваго родился в 1760 году, в 15 лет вступил в службу. С 1787 по 1797 год был советником Уфимского наместнического правления. С 1797 по 1802 год был членом провиантской экспедиции. В 1802 году определен начальником поступивших в казенное управление Крымских соляных промыслов, а в 1803 году стал таврическим гражданским губернатором. Вот как характеризует Мертваго его брат С.Б. Мертваго: " .Пылкий и основательный ум, чтение, наблюдательность, заменяли ему недостаток учения при воспитании. У удивлению всех знавших его, он, действительно, ничему не учился. Чувствительное и доброе сердце, которое отражалось на открытом благовидном лице его, веселый нрав, ласковость в обхождении, дар слова, твердость и справедливость во всех делах и случаях, непоколебимая честность, совершенное бескорыстие при всегдашнем недостатке и при многих случаях обратиться недозволенным образом, деятельность в исполнении должностей, усердие к распространению добра, привлекали к нему всеобщую любовь и уважение даже от недоброжелателей и завистников .". Д.Б. Мертваго был крестным отцом С.Т. Аксакова. От брака с В.М. Полторацкой имел трех сыновей и пять дочерей.

При женитьбе Д.Б. Мертваго жена его не получила никакого имения в приданое, кроме дома в Петербурге, который приносил доход до 4 тысяч рублей. И вскоре А.А. Полторацкая купила " .село Демьяново с деревнями 295 душ за 135 тысяч рублей .". Со своей дочери она взяла обязательство, что, получив Демьяново, она отказывается от наследования отцовского имения. Сама же А.А. Полторацкая взяла из имения на вырубку одну тысячу десятин строевого леса в течение 10 лет. Когда были закончены все юридические формальности, А.А. Полторацкая и В.М. Мертваго поехали в имение, ЧТОБЫ Варвара Марковна вошла во владение. " .Тут, увидя огромный каменный дом, большой сад, оранжереи и прочее великолепие, соблазнилась, узъявила она (А.А. Полторацкая) раскаяние и желание возвратить себе обратно ." Варвара Марковна охотно согласилась. Семья Мертваго в это время продает свой дом в Петербурге, чтобы расплатиться с долгами, за 35 тысяч рублей. Вскоре Дмитрий Борисович получает увольнение от службы. Он предлагает тёще следующее: если она отдает Демьяново, то он с семьей поселяется там, если же нет, то они уезжают в Казань к матери Дмитрия Борисовича, в Бугульминскую деревню. А.А. Полторацкая согласилась отдать имение, но с условием, что ей будет принадлежать дом, который был продан Мертваго. Хозяин дома продавал его уже за 40 тысяч рублей. Стороны пришли к такому соглашению: Мертваго отдают Полторацкой 11 тысяч рублей, которые остались от проданного дома и принимают на себя ее долг по имению 29 тысяч рублей. 28 апреля 1810 года Варвара Марковна родила дочь Надежду, и семейство Мертваго переехало в Демьяново. Из 29 тысяч долга 15 тысяч нужно было отдать в декабре того же года. Для этого Мертваго продал бриллиантовые знаки ордена за 7 тысяч 500 рублей, а остальные взял взаймы.

Мертваго пишет о том, как они начали жить в имении: " .Начав жить в деревне, сначала нуждался я чрезвычайно. Дохода столь мало, что не достаточно на неминуемые издержки, при бережливости до такой степени, что, привыкнув во все время моей жизни пить виноградное вино, должен я был оставить его и не иметь в доме .".

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Становление художника
Овладевая в Академии основами профессионального мастерства, Репин как художник и гражданин развивался, прежде всего, под влиянием И. Н. Крамского и В. В. Стасова — признанных вождей нового, демократического искусства. Молодой художник час ...

Среда формирования и становления индивидуальной художественной манеры Дж. Б. Тьеполо
В 18 веке в Италии продолжается застой в сфере экономики, сохраняется политическая раздробленность, зависимость от иностранных держав. Ее южная часть была подчинена непапским Бурбонам, Тосканой управляли члены дома Габсбургов, а в начале ...

60-е годы. Завершение творческого пути
Шестидесятые годы знаменуют новый и последний этап в творческом развитии Тьеполо. В декоративной живописи первые его симптомы мы наблюдаем в плафонах палаццо Каносса в Вероне и палаццо Пизани в Венеции. Основные принципы нового декоративн ...