Усадьба "Демьяново". Опыт исторической реконструкции

Статьи по культуре » Усадьба "Демьяново". Опыт исторической реконструкции

"...В последнее время в общественном сознании сформировался устойчивый интерес к нашему прошлому, к реалиям быта наших предков, к истории дворянских гнезд... Изучая усадебный мир прошлого, мы глубже проникаем в наш сегодняшний духовный мир, лучше понимаем процесс формирования национального менталитета...".

Усадебная культура - огромный пласт культуры России. Усадебная организация культурной среды во многом предопределяла культурную среду страны. Ведь многие усадьбы являлись не только хозяйственно-экономическими и административными, но и культурными центрами. Каждая усадьба включала в себя элементы, необходимые для полноценной жизни - бытовые, хозяйственные, культовые и др. Эти элементы были характерны для определенного времени. Именно поэтому так важно изучение усадеб. Изучая жизнь усадеб в различное время, мы изучаем историю и культуру России на различных этапах. Конечно, современных исследователей интересует и архитектура, и садово-парковые ансамбли, но "... основным в последние годы становится другой исследовательский импульс - постараться выявить культурную значимость и притягательную силу усадебного мира в самом жизненном статусе, в его общественно-хозяйственной природе, наконец, в его бытовом укладе...". Воспоминания, описания, предания - все играет важную роль в понимании этой проблемы.

В настоящее время изучено много крупных усадеб России, таких, как, Царицыно, Середниково, Архангельское и др. Но существует очень много среднепоместных и мелкопоместных усадеб, которые не всегда обращали на себя внимание исследователей. К таким усадьбам относится и усадьба Демьяново. Интересным является дачный период в истории усадьбы. В это время в Демьянове снимали дачи яркие представители отечественной культуры и науки. Материалы об этом периоде являются важным пластом в исторической реконструкции усадьбы.

Цель данной работы - на основе опубликованных, а также архивных материалов реконструировать историю усадьбы.

Цель работы определила и ее задачи.

Во-первых, выявление всех владельцев. Во-вторых, характеристика этапов создания архитектурного ансамбля. В-третьих, на основе мемуарных источников охарактеризовать наиболее яркий - дачный период Демьянова. В-четвертых, на основе архивных данных реконструировать советский период усадьбы.

Хронологические рамки работы - начало XVIII века - современность.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава рассматривает историю усадьбы в XVIII - начале XX вв. Она делится на две части. Первая часть "Усадьба Демьяново в XVIII - первой половине XX вв." начинается с первых упоминаний о селе Демьяново Клинского уезда. Затем рассматривается период владения усадьбой Г.Я. Наумовым, его сыном И.Г. Наумовым. В то время создается существующий ансамбль, строится церковь Успения Пресвятой Богородицы, начата разбивка парка. При последующих владельцах, семье Мертваго, Демьяново приобретает черты культурного центра: многочисленные приемы, вечера. Здесь собирается весь цвет богатых и образованных помещиков Клина, Москвы. Также усадьбу посещают Г.Р. Державин и А.С. Пушкин. При содействии Д.Б. Мертваго происходит освящение церкви Успения.

Периоду владения Демьяновым В.И. Танеевым посвящена вторая часть первой главы. 1883 - 1917 гг. - наивысший расцвет в истории усадьбы. В это время здесь сдавались дачи, и этот период самый интересный и насыщенный. "...Жизнь в усадьбе приобрела более камерный, интимный характер, замыкаясь на кругу семьи и близких друзей. Основной особенностью и содержанием усадебной жизни стали интеллектуальная среда, создаваемая собиравшимися там людьми, и особенно ясное осознание усадьбы как фамильной реликвии...". В Демьяново снимали дачи на протяжении 15 лет семьи К.А. Тимирязева, А.М. Васнецова, А. Белого, А.Н. Скрябина. Часто бывали в усадьбе П.И. Чайковский, С.И. Танеев - брат. В.И. Танеева, композитор и музыкант. К.А. Тимирязев ставил здесь многочисленные опыты, а А. Васнецов написал свыше 50 этюдов усадьбы. Самые яркие представители науки и культуры того времени приехали в Демьяново на прочтение лекций. Несомненно, эти люди создавали в Демьянове такую среду, которая позволяет говорить об усадьбе того времени как о культурном гнезде. Сам В.И. Танеев был умнейшим человеком, интереснейшим собеседником. В Демьянове у него находилась уникальная библиотека, из более чем 20 тысяч книг по философии, религии, социологии, истории Французской буржуазной революции XVIII века.

Вторая глава работы посвящена истории усадьбы после 1917 года и до современности. Время национализации и отмены частной собственности не могло не сказаться отрицательно для имения. Судьба усадьбы в это время типична для множества усадеб. По сути, усадьбы остались без хозяев. Новые же хозяева порой бездумно относились к тем сокровищам, которые им достались. Непродуманное использование приносило горькие плоды: усадьба делилась, передавалась различным организациям и в конце концов разрушалась. В разные годы землей и постройками усадьбы владели: Клинский дом лишения свободы, ветеринарный пункт, сотрудники поезда Троцкого и др.

Сейчас на территории усадьбы находится туберкулезный диспансер. Выстроены гаражи, хозблок и другие постройки для диспансера. Главный дом разрушен, не сохранилось ни одного дачного дома.

Отечественная усадебная культура и проблемы эволюции русской усадьбы изучались на протяжении всего XX столетия.

Особенно следует упомянуть публикации в журнале "Старые годы". На страницах журнала был опубликован ряд работ Н. Врангеля, И. Грабаря, С. Маковского, И. Бондаренко. Именно эти искусствоведы начали пробуждать в обществе интерес к красоте русской усадьбы. Популяризации русской усадьбы способствовала и книга Ю. Шамурина "Подмосковные". Замечательный фотографический материал и заметки о "дворянских гнездах" публиковал журнал "Столица и усадьба".

Большую роль в изучении русских усадьб сыграло Общество Изучения Русской Усадьбы, созданное группой энтузиастов во главе с искусствоведом В.В. Згурой 22 декабря 1922 года. Эти люди прививали общественному сознанию мысль о том, что погибающие памятники усадебного быта имеют уникальную художественную ценность и сохраняли культурное наследие.

Нельзя не упомянуть работу А.Н. Греча "Венок усадьбам". Это результат многолетних экспедиций по обследованию усадьб. В работу входят 47 очерков с подробным описанием отдельных усадеб и усадеб Московской губернии и близлежащих губерний.

Что касается современности, то, несомненно, большую роль в изучении такого феномена русской культуры, как усадьба, играет Общество Изучения Русской Усадьбы, возрожденное в 1992 году. "...В изучении проблемы "усадьба - культурное гнездо", интересующий многих исследователей, центральное место занимает "личностный" аспект - биографии владельцев, их домочадцев, гостей, то есть всех тех, кто и создавал в усадьбе ту неповторимую атмосферу, которая нашла отражение в многочисленных мемуарах, письмах и художественной литературе...". Именно этой проблемой занимаются многие члены ОИРУ: Е.Э. Спрингис, А.И. Фролов и другие. Задача, которую ставят перед собой члены ОИРУ: выявление и фиксация того, что еще сохранилось. Возродились и экскурсии общества по подмосковным усадьбам.

Необходимо упомянуть и о союзе между усадьбоведением и краеведением.

"...Оно (краеведение) придает местности... историзм, открывает ее в прошлом... Когда мы узнаем, кто жил в том или ином доме, для нас этот дом наполняется духовным содержание...".

Усадьбоведение - это комплексная наука. Она помогает нам понять связь между хозяйственно-экономической и культурной деятельностью человека. Ведь мемориальные усадьбы "...вошли в русскую художественную культуру двумя путями: как архитектурно-парковые ансамбли... и как зримые, хотя и молчаливые и потому таинственные свидетели жизненных будней и творческих вдохновений великих творцов русского искусства..." , науки, культуры.

При создании работы была использована литература общего плана , которая помогла составить общую картину усадебной жизни: подробно рассмотреть проблему эволюции усадебной культуры, принципы формирования усадебного ансамбля, садов и парков.

Также была использована литература по истории охраны культурного наследия, музейному строительству, необходимая для реконструкции советского периода истории Демьянова.

Специальной литературы по усадьбе Демьяново практически нет. Поэтому было использовано много различных источников.

Первая группа источников - воспоминания и мемуары. Они сыграли важную роль при характеристике периода владения усадьбой Д.Б. Мертваго , а также при реконструкции дачного периода усадьбы. Эти материалы помогли установить даты посещения усадьбы различными деятелями культуры, искусства и науки.

Вторая группа источников - дневники. Просмотренные дневники позволили установить даты посещений и продолжительность посещений усадьбы П.И. Чайковским и С.И. Танеевым.

Третья группа источников - эпистолярное наследие. В письмах П.И. Чайковского содержится описание усадьбы, а А.Н. Скрябин в своих письмах описывает быт Демьянова.

Также были использованы административно-экономические, архитектурные, географические справочники, в которых содержатся сведения об архитектуре усадьбы, о церкви, о количестве жителей и т. д.

В ходе работы были выявлены архивные материалы.

Использованы фонды РГАДА, в материалах которых были выявлены первые упоминания о селе Демьяново, о первых владельцах. Сведения из фонда 1356 использованы в приложении.

В ЦИАМе были просмотрены фонды Московской духовной консистории, которые дали сведения о состоянии церкви Успения, а также о ее освящении. Также был найден план имения Демьяново.

С помощью материалов ЦГАМО реконструирован послереволюционный период усадьбы.

Наконец, материалы из фондов ОПИ ГИМа были также использованы при реконструкции послереволюционного периода.

В них содержатся сведения о постановке усадьбы на учет отдела по делам музеев Главнауки Наркомпроса. В материалах музея "Старая Москва" - записи об усадьбе краеведа П.В. Кислякова, датированные 1932 годом.

Другая информация:

Храм царицы Хатшепсут
Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или «дома» богов, как их называли древние египтяне. Воды Нила разделили Древний Египет на две части: восточную и западную, на Царство Живых и Царство Мертвых. На восточном берегу ...

Колониальный стиль
Само определение «колониальный» происходит от латинского слова «colonus» - колон, так называли древнеримских поселенцев, арендаторов земли обычно на окраинах империи, в провинции. Колониальный стиль в интерьере возник в эпоху морских экс ...

Русские народные танцы
Русский народный танец - национальный танец страны. Он как портрет русского человека - мощный, яркий и «от всей души» . В его основе лежат три направления - хоровод, пляска и кадриль. Хоровод. Особые протяжные песни - хороводные, неразры ...