Усадьба демьяново в XVIII - начале XX века

Страница 3

В своих записках Д.Б. Мертваго упоминает о посещении Демьяново Г.Р. Державиным: " .В следующее лето (1813 г.) заезжает ко мне Гаврила Романович Державин .".

В сентябре 1817 года двор императрицы Елизаветы Алексеевны, совершая путешествие из Петербурга в Москву, делает остановку в Клину. Московский губернатор поручает начальнику почт узнать, нельзя ли остановиться у Мертваго по расписанию, Елизавета Алексеевна должна была прожить в Клину 3 дня, Мария Федоровна один день.

Однако двор так и не разместился у Мертваго. Лишь после узнал Дмитрий Борисович о дворовых сплетнях: " .Государыне сказали, что я по недостаточному состоянию учредил фабрику ткацкую, занял ею весь дом, и сам живу в углу .".

Но все же Мария Федоровна посетила Демьяново спустя несколько дней. Она гуляла с Дмитрием Борисовичем по саду, завтракала с его семьей и так отзывалась об имении: " .Я очень сожалею, что жила не у него. Нельзя лучше быть порядка, как я у него в доме видела. Какая везде опрятность, чистота, все домашнее небогатое, но все со вкусом и прекрасно .".

В 1811 году В.Л. Пушкин по дороге в Петербург заезжал к помещикам Мертваго. В Петербург он вез племянника - А.С. Пушкина. А сам А.С. Пушкин бывал здесь в 1833 году.

Семья Мертваго принадлежала к высшему кругу общества. О временах владения Демьяновым этой семьей можно говорить как о периоде формирования традиций историко-культурного гнезда. Были определены так называемые приемные дни, когда в Демьяново съезжались почти все соседи и многие знакомые из Клина. Вот как описывает один из приемных дней гостья Мертваго: " .Из залы мы вошли в широкий коридор, в конце его тремя широкими ступенями спустились в летнюю гостиную. В раскрытые окна этой комнаты виднелись деревья парка, в растворенные стеклянные двери, в уровень с паркетом, пестрел цветник . В зале был накрыт длинный стол, с блестящим серебром, хрусталем, цветами и фруктами. Обед был роскошен и шел долго. Официанты в белых перчатках подавали десерт и чай .горничные в шелковых и раскрахмаленных кисейных платьях, с собранными под сетку волосами .".

Варвара Марковна сама заведовала хозяйством, включая ткацкую фабрику, на которой вырабатывали кисей, миткаль и холстины.

С именем Дмитрия Борисовича связано одно знаменательное событие в жизни Демьяново. Это освящение церкви Успения. Д.Б. Мертваго в июле 1822 года подает прошение: " .Филарету, архиепископу Московскому и Коломенскому, святотроицкой Сергиевы Лавры священно-архимандриту и разных орденов кавалеру. В Успенской церкви в теплом приделе во имя святителя Димитрия Ростовского чудотворца для избежания сырости поднять пол . и внизу сделать трубы, дабы через них мог проходить воздух и осушить оную .". Вскоре на прошение пришла резолюция: " .Когда предполагаемое устроение здания совершится, тогда освящение совершить местному священнику. А когда и другой придел св. Агапоклеи надлежащим образом подготовлен будет, произвести и его освящение .".

Освящение придела святой мученицы Агапоклеи было совершено 16 сентября 1822 года, а освящение придела во имя святого Димитрия Ростовского - 17 сентября 1822 года. Обряд освящения был совершен священником Успенской церкви Василием Ивановым.

В доме Мертваго часто бывали инженеры. Как раз в то время возле Демьянова строился Екатерининский канал под начальством Николая Николаевича Загоскина, брата писателя Загоскина. В 1831 году Н.Н. Загоскин женится на дочери Мертваго Екатерине. Венчались они в Демьяново, в Успенской церкви. Пышного торжества не было, " .день прошел обычным порядком, только на лицах новобрачных выражалось бесконечное счастье .".

Позже усадьбой владел сын Д.Б. Мертваго - Д.Д. Мертваго, надворный советник. В 1852 году в Демьянове было " .5 дворов, 10 душ м. п., 12 ж ". А уже в 1874 году " .дворов 163, душ мужска - 468, женска - 531 .".

В роду Мертваго усадьба находилась до 1883 года, когда ее, пришедшую в упадок, приобрел В.И. Танеев.

Страницы: 1 2 3 

Другая информация:

Особенности постимпрессионизма
Постимпрессионизм (Post-Impressionism), этот термин впервые употребил английский критик Роджер Фрай по отношению к различным направлениям в искусстве, возникшим во Франции в период с 1880 по 1905 г. как реакция на импрессионизм. Художники ...

Писсарро, Камиль
Многие художники разделяли идеи и цели импрессионизма, но лишь два из них последовательно шли по избранному пути - Моне и Писсарро. Ученик Коро, Писсарро был старше остальных членов группы импрессионистов, своего рода ее “отцом”. Он родил ...

Живопись «с чистого листа»
У Жозефины давно сложился свой узнаваемый стиль живописи. Пишет она яркими акриловыми красками, предпочитая различные оттенки сиреневых, синих, зеленых и желтых цветов. Практически не использует чистый красный цвет и принципиально не пише ...