Движущие и блокирующие потребности

Страница 2

Критерии проекта

Основные критерии разрабатываемой модели – степень соответствия внешней и внутренней конгруэнтности. Все конфликты и несоответствия, обозначенные в первой главе, в конечном счете, охватываются этими двумя понятиями. Внешняя конгруэтность связана с когнитивной активностью и познавательными способностями, т.е. с той частью человека, которая взаимодействует с окружающим миром. Соответствие проектируемого предмета требованию внешней конгруэнтности связано с учетом целостности познавательных процессов по отношению к целостности рассматриваемого предмета. В случае если проектировщик предъявляет потребителю предмет, восприятие которого выходит за рамки его познавательных способностей, попытка понять предмет перегружает сознание потребителя и блокирует его дальнейшие действия в этом направлении. В случае если проектируемый предмет является частью впечатления, субъект может отвлечься на другой предмет в рамках своего впечатления, и тогда дальнейшие его действия будут детерминироваться внешними обстоятельствами. И в том, и в другом случае внешняя неконгруэнтность определяется степенью несоответствия смысловой целостности предмета и границ впечатления. Д.А. Норман, говоря об этом феномене, использует формулировки «зазор исполнения» и «зазор оценки». Вычленение зазоров, по его мнению, позволяет проанализировать причины неудачного дизайна и практических выводов по возможности его улучшения.

Рис. 11. Выражение внешней конгруэнтности через впечатление

Так же необходимо отметить и то, что подход к созданию впечатлений может быть: субъективным – собственное представление проектировщика о проектных ситуациях; и объективным – использование социологических данных и исследований психологов. Каждый из этих способов имеет достоинства и недостатки, но в любом случае окончательный выбор совершается проектировщиком.

Однако самый важный критерий проекта – соответствие внутренней конгруэнтности. Вторая природа предстоит перед человеком в виде реальности со столь высокой степенью разрозненности, что человек при взаимодействии с ней теряет свою целостность из-за возникающих противоречий между потребностями. Конгруэнтность достигается за счет отсутствия внутренних противоречий в человеке. В свою очередь, противоречия складываются из потребностей, направленных в разные стороны. Потребности, направляя деятельность человека в разные стороны, нарушают целостность человека, согласованность между его психологическими и физическими частями, и, как результат, происходит ослабление производимых действий либо негативное ощущение от реализации потребности. Это можно показать с помощью схемы. В первом случае активированные ситуацией потребности существуют в человеке как одно целое, во втором активированные потребности разделяют человека на взаимодействующую с ситуацией часть и остальную часть.

Рис. 12. Выражение внутренней конгруэнтности через впечатление

Задача проектировщика состоит в том, чтобы посредством предмета разрешить внутренние противоречия, добиться конгруэнтности процесса реализации потребностей. Другими словами, дизайнер заранее просчитывает процесс взаимодействия человека с окружающим миром – в контексте структуры согласованных потребностей, в конкретной проектной ситуации с точки зрения определенного субъекта и представляет ее посредством предмета в форме, объединяющей человека в единое целое для конгруэнтной реализации его потребностей. То, насколько целостно происходит процесс реализации потребности, определяет степень гармоничного взаимодействия человека с окружающим миром и является главным критерием качества проектируемого предмета.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Основные этапы творчества
Творческий путь Шекспира разграничивается на три этапа. От первых хроник, ранних коме­дий и поэм к «Ромео и Джульетте» и «Юлию Цезарю» (1590—1599); затем от «Гамлета» к «Тимону Афинскому» (1600—1608) — трагиче­ская пора, охватывающая верш ...

Традиции и фольклор
Провинция Таррагона очень богата фольклором и народны­ми традициями. Без сомнения, самое популярное событие здесь - это «капелы» («замки»), пирамиды из людей, объеди­ненных в разные группы-колле­ктивы «кольес». У этих групп всегда множепв ...

Постмодернизм в графическом дизайне
В начале семидесятых на смену стилю Bauhaus, главным принципом которого была простота и функциональность, пришло новое направление в графическом дизайне и архитектуре, получившее название «постмодернизм». Вторжение постмодернизма на арену ...