Принципы формирования гармоничной предметной среды в ритуале и дизайне

Страница 2

Необходимо отметить еще раз, что обе стороны ритуала строятся по законам природы, а не цивилизации. Мифы о происхождении ремесел говорят о том, что человек, создавая вещь, как бы повторял те операции, которые в Начале выполнял Творец как движущая природная сила. Поэтому для реконструкция достоинств ритуала в проектировании современного предметного мира необходимо сравнить ритуал с существующими методами проектирования. В современной методологии проектирования нет адекватных способов целостного учета человека, который должен присутствовать на всех этапах процесса проектирования.

Современные дизайнеры и представители других проектных профессий относятся к ритуалу, скорее, с недоверием. Но, в отличие от применяемых методов проектирования, ритуал опробован временем. Конечно, они дают гораздо больше возможностей для решения разнообразных задач, возникающих с невиданной доселе скоростью. В ритуале отсутствует гибкость и мобильность, необходимые в этих условиях. Зато он дает экологические гарантии в самом широком смысле слова: он не разрушает человека и даже позволяет развивать его. Принято считать уровень развития традиционных культур низким или отсталым, автор опровергает это расхожее утверждение с помощью примера. Речь пойдет о посещении российским ученым и путешественником Виталием Сундаковым двух племен. Во время нахождения в первом племени у Виталия было с собой много вещей, не производимых самими аборигенами. Из всех предметов наибольшим интересом и даже уважением пользовались часы, которые туземцы принимали за живое существо: раз часы тикают – значит, в них есть сердце, раз секундная стрелка движется – значит, это живое существо. Однажды, когда путешественник вернулся с охоты, он увидел, что племя готовится к какому-то ритуалу. Два воина взяли его под руки и повели к шаману, который сказал: «Твой друг умер, ты должен попрощаться с ним», имея в виду часы. Когда Виталий подошел к часам, подвешенным на лиане, и просто завел их, это произвело огромное впечатление на местных жителей, воспринявших вполне повседневное событие как чудо, чудо воскрешения. Сколько он не рассказывал о том, что это механизм, аборигены не могли этого понять, потому что в их мировоззрении отсутствовали инструменты для понимания процессов, кажущихся современному представителю цивилизации элементарными.

Тот же путешественник в другом племени наблюдал за тем, как шаман вызывал в пустыне смерч высотой более двух километров, управлял им и, в конце концов, потушил. Сундаков просил шамана объяснить, как он это делает, но так и не понял, поскольку в нашей культуре отсутствуют механизмы для восприятия такого рода информации.

Отсюда можно сделать вывод об отсутствии какой-либо иерархии культур с точки зрения их места в истории и возможности говорить только о разнице в направлении их развития, прежде всего, по отношению к природе. Остается только выяснить, каким образом ритуал может быть использован в проектировании и насколько это возможно и необходимо? В чем принципиальное отличие современной проектной культуры от традиционной?

Ритуал как механизм создания вещей опробован тысячелетиями, в то время как существующие методы проектирования находятся в начальной стадии развития. Источником отличия современной культуры от традиционной является «изменение» окружающего мира, требующее новых подходов и условий гармонизации. Ритуал – не только процесс, но и продукт – изменяются с течением времени, но это изменение незначительно, и человек успевает адаптироваться к нему, тогда как скорость изменения и степень разрозненности предметного мира на момент возникновения дизайна превысили критическую.

Одна из самых распространенных точек зрения на причину возникновения такой сферы деятельности, как дизайн, связывает его появление с кризисом перепроизводства в начале ХХ века. С появлением профессии ряд стоящих перед обществом проблем, прежде всего экономических, был снят. Созданные дизайнерами условия существования человека отвечали удобству, комфорту, престижу потребления товаров, боровшихся за спрос покупателя. Отсюда качество дизайна – это степень соответствия условий, в которых находится человек, с его потребностями.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Художественная и педагогическая деятельность Брюллова в Петербурге
В мае 1836 года Брюллов наконец приехал в Петербург. Начались торжества и чествования художника. Брюллов был торжественно провозглашен первым художником России, мировым гением, сравнивавшимся со всеми великими художниками мира. Он был на ...

Проявление театральности в культуре нового времени
По мере того как личность раскрепощалась от жестких требований социальной среды и ритуалы утрачивали свою былую власть над ней, в культуре человечества неуклонно возрастало значение свободно-личностного, не нормированного традицией поведе ...

Рим. «Страшный суд»
Черты искусства позднего Возрождения, обозначившиеся в капелле Медичи, усилились в последующих работах Микеланджело позднеримского периода. Этот наиболее сложный и противоречивый период творчества Микеланджело начинается с 1534 г. и охват ...