Принципы формирования гармоничной предметной среды в ритуале и дизайне

Страница 4

С появлением виртуальных пространств внимание проектировщиков переключилось на разработку структур, систем, которые выходят за рамки обычного понимания предметов дизайна. Дизайн улавливает изменение ценностей, вкусов, ориентаций. Он видит все, что движется, он этому учится, и он этим живет и он нужен людям, становясь адаптором между людьми и различными формами культуры, меняющимися в значительно более быстром темпе. Примеры одновременно обозначают линию противопоставления дизайна ритуалу, в котором отсутствуют механизмы учета высокой скорости происходящих в окружающем мире изменений.

Обратная сторона ритуала – отсутствие гибкости и мобильности, его консерватизм, связанные с формализацией действий. В современных условиях ритуал не позволяет учитывать высокую скорость изменения окружающего мира. Напротив, дизайн можно считать инструментом, способным учитывать изменения окружающего предметного мира и человека. Область деятельности современного дизайна – среда, оторванная от природы. Сама профессия появилась как следствие сильного и разноускоренного отрыва общества от природы. Однако, как бы не изменялась среда, связь с природой остается всегда и ее воплощает сам человек.

Анализ соответствий предметного мира человеку как результата действия ритуала в традиционной культуре

Исходя из вышесказанного, профессию дизайнера можно представить как реализацию накопленного опыта по адаптации человека к разноускоренным внешним изменениям среды. Опыт, который может служить адаптером для реализации ритуала, который, в свою очередь, является опытом целого – памятью о природе человека, его природном состоянии.

Мудрость традиционных культур заключается в том, что процесс создания предметного мира происходит вокруг человека, человек стоит в центре мироздания, он источник и он приемник. Вторая природа, окружающая современного человека, имеет тенденцию уходить от этого принципа. Учитывая большое количество факторов, объединенных в группы, классы и категории, мы, как уже было сказано, не учитываем индивидуальность человека, упускаем его, в результате развитие человека и движение предметного мира происходит в разных плоскостях.

Предметный мир первобытных культур поддерживает равновесие потребностей человека с природным окружением и его внутренним миром, того, что не хватает в современной культуре вещей, и закладывается установкой проектировщика. По мнению А.В. Головнева, «первая вещь, ставшая очеловеченной, была отделена от природы сознанием. Материально она могла быть едва отличима от естественного предмета или попросту являться таковым. Однако эта вещь обладала смыслом, вложенным в нее человеком. Весь исходный фонд материальной культуры был составлен из одухотворенных «кусков» природы. Иначе говоря, первоначальный духовный статус вещи был предельно высок, материальный равен или близок нулю; материальная культура рождалась в духовной сфере» – вещь, прежде всего, отражала человека.

Еще нагляднее это происходит в сфере коммуникации, например, посредством иероглифов. Нанося линию на бумагу, художник обеспечивает гармоничную коммуникацию, потому что он предварительно приводит себя в состояние гармонии.

Сильные стороны ритуала и дизайна как двух разных видов проектной практики можно привести к общему знаменателю. Исследование ритуала показывает, что наиболее продуктивным и гуманным в нем является учет условий проектирования и потребления, позволяющий благодаря жесткой регламентации добиться спонтанности действий творца. Что касается дизайна, то далеко не весь его потенциал раскрывается в реальной практике современного проектирования. Стремясь к синтезу, необходимо обратить особое внимание на динамическую составляющую дизайна, позволяющую включить в его систему не только проектировщика и предмет, но и потребителя.

Ритуал как модель создания предметного мира

Дизайн как модель создания предметного мира

Характер системы

Законченный набор действий

Открытый набор методов, алгоритмов, действий

Характер деятельности

Репродуктивность

Творчество

Человек

Деиндивидуализированная целостность

Дифференцированная индивидуальность

Цель функционирования

Гармония человека с первой природой

Опосредованная гармония человека с первой природой

Источник

Миф

Реальность

Тип мышления

Синкретизм

Рациональность

Создаваемая предметная среда

Целостная. Ограниченное число необходимых вещей

Дифференцированная. Проектирование локальности. Выбор из большого числа предлагаемых вещей.

Учет изменений

Отсутствие динамики

Динамика

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Человек как основная тема и главный предмет искусства
Основной темой и главным предметом искусства является человек — со всеми его свойствами, особенностями, достоинствами и недостатками, во всей совокупности его отношений с окружающим миром. Показывая человека во всей его сложности, неодно ...

На сцене театра
Им было сыгранно более 20 ролей на сцене театра, 8 - в радио спектаклях, Высоцкий - автор песен и текста песен ко многим кинокартинам. Снимался в фильмах: 1959 - «Сверстницы» (Петя) 1961 - «Карьера Димы Горина» (Софрон) 1962 - «Греш ...

Фаллический культ в Индии
В культуре Древней Индии известен лингам - фаллический символ в культе Шивы. . Он представляет собой вертикально установленный каменный цилиндр, внешне напоминающий рог, высотой, как правило, примерно 75 сантиметров, с диаметром у основан ...