Демократический авангард

Статьи по культуре » Театры авангарда » Демократический авангард

Страница 1

Демократический авангард – направление во французском театральном искусстве, тесно связанное с борьбой за новую Францию, за социальное преобразование мира. Артюр Адамов – один из видных представителей этого направления.Ранние пьесы Адамова говорили о смятении, духовном кризисе драматурга. В гнетущей атмосфере ужаса и всеобщей враждебности, которой пронизаны эти пьесы (одна из них красноречиво названа «Все против всех»), возникают пугающие образы, рожденные и деформированные больным воображением. Это пьесы «театра абсурда». Но уже тогда Адамова отличали от других «абсурдистов» искренность и поэтичность, то «гуманистическое беспокойство о судьбах мира и людей», та «общественная совесть», которые к середине 50-х годов привели его в демократический лагерь.В 1957 году Адамов создает пьесу «Паоло Паоли» - историческую хронику, сочетающую в себе углубленную психологическую разработку характеров с едкой социальной сатирой на капиталистов-предпринимателей и служителей культа. Автор сочувственно и драматически изображает в ней рабочего человека. Если в начале пути Адамов испытывал влияние драматургии Стриндберга, то к концу 50-х годов оно сменяется живым интересом к эпическому театру Брехта. Под знаком воздействия Брехта Адамов создает лучшую свою пьесу – «Весна-71» (1960). Это произведение острополитического и взволнованно-поэтического звучания построено на документальных материалах героических дней Парижской Коммуны. В своих последних пьесах – «Политика отбросов» (1962), «Господин умеренный» (1967), «Вход воспрещен» (1969) – драматург остался верен идеалам демократии и социализма. До самой смерти Адамов был «близким другом коммунистической партии Франции», как писала о нем газета «Юманите».Задача пропаганды революционных идей и создания «революционной эстетики» является главной и для Армана Гати. Его пьесы часто ставятся в народных театрах Франции, в театральных центрах французской провинции. Драматург объединяет в своих произведениях политическую, социальную проблематику и полет фантазии, разрабатывает актуальные проблемы классовой борьбы, войны и мира в приемах условного театра, насыщает свои произведения яркой и не всегда легко поддающейся расшифровке символикой.В одной из лучших своих пьес – «Всенародная песня перед двумя электрическими стульями» (1962), рассказывая о борьбе и гибели Сакко и Ванцетти, Гати не выводит этих героев на сцену, но показывает реакцию на события драмы представителей разных социальных слоев в самых разных местах земного шара. В постановке, осуществленной автором на сцене TNP в 1965 году, переплетались реальность и вымысел, воображение и история, сатира соседствовала с героической патетикой. В этом спектакле «творческий ум объединился с глубочайшими порывами пролетарского чувства», - писала газета «Юманите».Гатти обращается к теме борьбы против фашисткой диктатуры в Испании («Страсти по генералу Франко», 1965), к теме войны во Вьетнаме («V, как Вьетнам»,1967), пишет о последствиях атомной бомбардировки Нагасаки («Аист», 1968). Под впечатлением бурной весны 1968 года он начинает создавать короткие пьески, в которых анализирует недавние события, отражает процессы, происходящие в пролетарской и студенческой среде. Его задача при этом - помочь идейному самоопределению молодых товарищей по борьбе. Характерно, что многие из таких пьесок разыгрываются студенческими любительскими группами под руководством автора и имеют подзаголовок: «Коллективная работа, оформленная в тексте Арманом Гати».В последние годы явно растет интерес публики к современной французской драматургии. В двух крупных издательствах «Сейль» и «Сток» - начиная с 1968 года, систематически публикуются в сериях «Театр» и «Открытый театр» новые пьесы французских авторов. Здесь печатаются произведения Эмме Сезера, его пьесы «Трагедия короля Христофора» (1965), «Сезон в Конго» (1967), «Буря» (1969) имели большой успех у зрителя; комедии-памфлеты Сержа Резвани «Ле Ремора», «Лагерь золотого сукна» (1980), «Капитан Шелл, капитан Эссо» (1982),отмеченные политическим радикализмом и крайней степенью «черного юмора». Здесь же увидели свет пьесы Филипп Андриена, Пьера Але, Лилиан Атлан, Люка де Густина, Эли Прессмана, Сержа Беара, Жаннин Вормс и др. Во многом отражающие колебания настроений и вкусов мелкобуржуазной интеллигенции, ограниченность ее миропонимания, пьесы этих авторов нередко оказываются причастны политической проблематике, подчас отмечены острыми социальными акцентами и, как пишут издатели «Сток», «критикуют свое время». Этот «театр раздумий» позволяет понять проблемы, стоящие перед сегодняшним французским обществом и волнующие творческую интеллигенцию Франции.В сложной политической обстановке последних десятилетий драматурги стремятся найти свое место в рядах борцов за социальное преобразование действительности.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Культура: многообразие форм
До сих пор речь шла о культуре как социальном явлении, о ее универсальных элементах и свойствах. Но культура реально существует в виде различных конкретных форм и взаимосвязанных уровней. Вероятно, фундаментальной формой культуры можно с ...

Виды современной ораторской речи
Теоретики ораторского искусства выделяют такие роды красноречия, как социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое и др. Социально-политическое красноречие включает в себя следующие виды: доклад на социально-политич ...

Культура Украины в годы Второй мировой войны
Во время Второй мировой войны (1941 – 1945 гг.) вся территория Украины была оккупирована немецкими фашистами. Важную роль в мобилизации народа на борьбу с фашистскими захватчиками играли средства массовой информации, особенно радио. Деся ...